На горке – Николай Носов. Н. Носов «На горке» план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему Произведение на горке носов

Ц елый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе.

Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова.

Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил.

Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. Л когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет! Подъехал к горке.

– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает.
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
– Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.
– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
– Может быть, когда нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

– Ну, я не знаю, – говорит Котька.
– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
– Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто нибудь снова песком посыплет!

— КОНЕЦ —

Иллюстрации: Иван Семёнов

инга полубинская
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 5–6 лет. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Николай Носов «На горке »

(чтение рассказа )

Цель : познакомить детей с рассказом «На горке »

Задачи :

1) Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений , усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания

2) Обобщать речь фразеологизмами

3) Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

4) Развитие интегративного качества № 5 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения»

Ход занятия:

Воспитатель : сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Н . Носова «На горке » . Но сначала мы с вами поиграем в игру «Я начну – а вы продолжите фразу» (добавить подходящие по смыслу слова – родственники к слову «снег» ).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю

Дети : (снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые

Дети : (снежинки) .

На посёлки, на лужок

Всё снижается

Дети : (снежок) .

Вот веселье для ребят-

Всё сильнее

Дети : (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в

Дети : (снежки) .

Словно белый пуховик,

Нарядился

Дети : (снеговик) .

Рассматривание картины «На горке » . Беседа о зимних забавах детей .

Воспитатель : Какое время года изображено на картине?

Дети : зима

Воспитатель : кто изображен на картине и чем занимается?

Дети : на картине изображены дети и они катаются на горке .

Воспитатель : а на чем они катаются?

Дети : они катаются на санках, ватрушках, на ледянках.

Воспитатель : а какое у них настроение?

Дети : веселое, хорошее, радостное…

Воспитатель : ну а сейчас я вам прочитаю рассказ Н . Носова «На горке »

Чему нас должен научить этот рассказ ?

Запоминать последовательность сюжета рассказа (это значит, что надо быть внимательным)

Замечать как изображает писатель образы героев рассказа ?

Какие новые слова мы узнали из этого рассказа ?

Как герой рассказа управляет своим поведением?

«На горке »

Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе . Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова . Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет . А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил . Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить , а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке .

О, говорит, - хорошая горка получилась ! Сейчас скачусь.

Только полез на горку - бух носом !

Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может .

"Что делать?" - думает.

Думал, думал - и придумал :

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать . Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

Вот теперь, - говорит, - скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова - бух носом ! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит :

Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана .

Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал ? Ты не видал, Котька?

Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит :

Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

Ну, я не знаю, - говорит Котька.

Не знаешь! Как испортить горку , ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом , а ребята снова водой полили.

Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

Физкультминутка «Покажи движения» (дети показывают движения, нарисованные на картинке : копать лопатой, катать снежок, катать снежный ком, кататься на коньках, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).

Вопросы по тексту.

Воспитатель :

Когда я читала вам рассказ , вы, наверное, представляли себе, как всё было. Расскажите , как ребята строили горку . Если бы вы об этом рисовали картинку, что бы вы нарисовали?

Каким показался вам мальчик Котька? Почему вы так думаете?

Как трудились дети? Легко ли им было? А какого было Котьке, который работал один?

Какие части можно выделить в рассказе ? Придумайте им названия.

Как по-другому можно назвать рассказ ?

Воспитатель : объясните, как вы понимаете пословицы :

«Любишь кататься, люби и саночки возить» ,

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось» .

О ком в рассказе можно так сказать ? (ответы детей )

Воспитатель : упражнение «Я начну, а вы закончите» .

1) был ясный морозный день. Снег и солнце …

Дети : сверкал, искрился, переливался, блестел.

2) Миша сел на санки и поехал с горы

Дети : пулей вихрем, стрелой

3) Санки перевернулись, и мальчик

Дети : шлёпнулся, полетел вверх тормашками

4) Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась . Он трудился

Дети : не покладая рук, ни разу не присев, старательно, в поте лица.

Воспитатель : вы сегодня очень хорошо поработали. Что вам понравилось в занятии ?

Итог занятия .

Главного героя рассказа Носова «На горке» зовут Котька Чижов. Котька – мальчик хитрый. Когда ребята делали во дворе горку, он сидел у окна и смотрел на них. Ребята звали его помогать, но Котька отнекивался, делая вид, что не может выйти из дому.

Но как только горка была закончена, и двор опустел, Котька тут же вышел на улицу. Он решил покататься на коньках. Но по снегу кататься было неинтересно. Тогда Котька решил скатиться с новенькой горки. Однако, когда он попытался на нее подняться, то упал – было очень скользко. Тогда Котька стал думать и пришел к выводу, как ему подняться на горку.

Во дворе стоял ящик с песком, которым посыпали двор, когда становилось скользко. Вот Котька и засыпал всю горку песком, после чего спокойно поднялся на ее вершину. Вот только скатиться у него не получилось – по песку коньки не ехали. В этот момент во двор вышли ребята, строившие горку, и стали выяснять, кто ее испортил. Узнав, что виновником является Котька, они заставили его засыпать песок на горке снегом, после чего заново полили ее водой.

А Котьке до того понравилось исправлять горку, что он дополнительно еще сделал лопатой ступеньки, чтобы удобнее было подниматься.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Носова «На горке» заключается в том, что прежде, чем что-либо сделать, необходимо подумать, к каким последствиям это приведет. Котька догадался, как подняться на скользкую горку, но не подумал, как он будет с нее съезжать, когда она перестанет быть скользкой. Если бы герой рассказа хорошо подумал, он мог бы сразу сделать ступеньки и не портить горку. Рассказ учит ценить результаты чужого труда. Котька засыпал песком горку, которую не строил и тем самым испортил ее. И ребятам пришлось повторно заливать ее водой, чтобы можно было кататься.

В рассказе мне понравились ребята, которые строили горку. Они знают, что такое дружба и взаимопомощь, поскольку строили горку совместными усилиями. И когда горка была испорчена Котькой, они не опустили руки, а восстановили ее, преподав заодно Котьке урок трудолюбия.

Какие пословицы подходят к рассказу «На горке»?

Для глупых поступков много ума не надо.
Сам себя перехитрил.
Сумел испортить, сумей и исправить.

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет! Подъехал к горке.

– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

– Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал, думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

– Вот теперь, – говорит, – скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

– Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.

– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

– Ну, я не знаю, – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

– Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет! Подъехал к горке.
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает.
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
– Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.
– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.
– Ну, я не знаю, – говорит Котька.
– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
– Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!