Техника в плавании баттерфляем играет незаменимую роль. В отличие от остальных видов плавания, в этом стиле нельзя добиться высокой скорости только одной физической силой.
Нужно точное знание правил. Самое трудное из них – одновременное возвращение тела и рук в исходную позицию над водой с соблюдением правил дыхания.
Баттерфляем называется стиль плавания, который переводится с английского как «бабочка». На самом деле, сверху руки плывущего этим стилем человека похожи на взмахивающую крыльями бабочку.
В техническом отношении этот стиль является одним из самых сложных и утомительных .
Стиль плавания баттерфляем выполняется только на груди, когда левой и правой участками тела одновременно производятся симметричные движения.
Пловец выполняет обеими руками широкий мощный гребок, приподнимая верхнюю часть корпуса над водой. Параллельно ноги делают «от таза» волнообразные симметричные удары.
Стиль баттерфляй – исключительно энергозатратный и тяжелый. Для его выполнения требуется максимальная выносливость и совершенное владение техникой.
Нетренированный пловец не сможет совершать движения и при этом не нарушить правила стиля.
От других стилей баттерфляй отличается большей нагрузкой на мышцы из-за нескоординированности перемещений.
Результатом служит коррекция и разработка мышц груди, рук, плеч, ягодиц, бедер, пресса, голеней. Кроме того, растягиваются связки, и сжигается подкожный жир.
Более простой, чем баттерфляй вид плавания — это , узнайте, как научиться этому стилю, его историю, преимущества и недостатки!
Хотите узнать, в чем состоит польза морской воды? Тогда Вам , самая интересная, актуальная и важная информация!
Баттерфляй является самым молодым стилем плавания. На свет он появился в 1935 году. Тогда он считался просто модернизированным вариантом брасса.
И лишь в 1953 году, спустя почти 20 лет, наступило официальное признание баттерфляя в качестве самостоятельного стиля плавания. Как это случилось?
Для способа плавания брасс существовали неопределенные формулировки в правилах соревнований. Это привело к возникновению серьезных различий в характере движений при брассе.
Появились пловцы, которые удлинили гребок руками, выполняя подготовительную его часть над поверхностью воды, а не в ней. Таким образом, уменьшилось ответное сопротивление воды, и увеличилась сила гребкового движения.
Международная федерация плавания в 1935 году разрешила брассистам делать подготовительные движения руками над водой. В 1936 году на Берлинской Олимпиаде японский пловец Хамура победил на дистанции брассом в 200 м.
Характерно, что всю дистанцию он проплыл баттерфляем, улучшив мировой рекорд на три секунды. Советские пловцы одни из первых освоили в совершенстве технику баттерфляя.
В 1952 году в Хельсинки на Олимпиаде уже все спортсмены в финальном брассе на 200 м пылил баттерфляем. Вот тогда и стала понятной потеря брассом спортивного лица.
Вот почему в 1953 году Международная федерация плавания вынесла решение об отделении ортодоксального брасса от баттерфляя. В Советском Союзе такое разделение случилось уже в 1949 году.
С тех пор в правила стиля брасса было введено условие, запрещающее подготовительное движение руками над водой.
Движения руками
Эти движения включают три основные фазы:
К себе. Ладони чуть вниз на уровне ширины плеч погружены в воду. Затем руки разводятся в стороны.
От себя. Описывается полукруг руками вокруг тела.
Кисти ниже локтей и направлены слегка под себя вниз. Движение доходит примерно до трети бедра и дальше возврат. Возрастает скорость перемещения рук с начала и до максимума в конце движения.
От наибольшей скорости получается толчок, выбрасывающий переднюю часть туловища пловца на поверхность.
Возврат. Быстрым движением пловец переносит вперед руки, расслабляя их. Руки прямые в локтях. Эта фаза начинается в воде, после чего из-за сокращения мышц трицепса происходит выброс тела вперед.
Теперь снова руки входят в воду на расстоянии плеч.
Не рекомендуется сводить и разводить руки, поскольку гребок уменьшается, а скорость понижается.
Движения ногами.
Отчасти движения ног напоминают плавание кролем. Однако ноги перемещаются одновременно, а не по очереди, что задействует другие мышцы.
Слабое движение ногами вниз и сильное вверх выносит из воды голову и плечи. Затем, наоборот, слабым движением вверх и сильным вниз из воды выходит спина пловца.
Чтобы не было уменьшения мощности усилий, ноги следует всегда держать вместе. Число гребков ногами спортсмены выбирают индивидуально, но чаще цикл состоит из двух гребков.
Видео на тему отработки движений стиля баттерфляй на суше:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=ouzgAUCB_Lg
В баттерфляе вдох делается в течение очень короткого времени. Изгибаниями тела можно себе помочь, но это требует хорошей техники. Вдох нужно делать через рот.
Голову не надо задерживать над водой, иначе замедлится возвратное движение. Перед следующим вдохом производится выдох через рот и нос.
Спортсмены прибегают к разному дыханию. Кто-то дышит через раз, а другой – через два раза. Встречаются пловцы, проплывающие короткие дистанции без дыхания.
Телодвижения.
В баттерфляе сложная координация движений облегчается правильными движениями тела. При опускании плеч вниз нужно выше поднять бедра.
При этом тазом пересекается линия воды, благодаря чему по телу как бы проходит волна. На следующей стадии происходит подъем плеч вверх, из-за чего бедра остаются внизу.
Видео — как выглядит плавание стилем баттерфляй непосредственно в воде:
В стиле баттерфляй традиционный старт. Спортсмен входит в воду и начинает скользить под водой, делая ногами волнообразные движения.
Эта подводная фаза очень важна, так как максимально уменьшается сопротивление воды. Согласно правилам, спортсмен имеет право на плавание под водой не более 15 м. Затем он обязан появиться на поверхности.
Движения при развороте
Разворачиваясь на дистанции, спортсмен дотрагивается до бортика обеими руками. Чаще руки немного сгибают для отталкивания от бортика.
Потом толчок. В этом месте разрешается проплыть не больше 15 м, как при старте. Многие пловцы делают под водой вертикальные гребки ногами, стараясь повысить скорость.
Дельфин как разновидность баттерфляя
Выше была описана техника плавания классическим баттерфляем. Его скоростной разновидностью является «дельфин».
Для уменьшения сопротивления воды и экономии сил пловцы стали совершать движения прижатыми друг к другу ногами вверх и вниз.
В работе ног активное участие принимают мышцы туловища. Такие перемещения ног похожи на движения хвоста дельфина, откуда и пошло название стиля (в классическом баттерфляе ноги двигаются брассом).
Дельфин стал очень популярным стилем плавания. Его скоростные показатели уступают лишь кролю на груди. В наше время на соревнованиях по баттерфляю все пловцы используют приемы дельфина.
Правила допускают это, поскольку дельфин общепризнан в качестве разновидности баттерфляя.
Возможно, что вы уже имеете какой-то разряд по плаванию, но просто еще не знаете об этом. Читайте статью , узнайте, какие сейчас нормативы по плаванию и всю историю данного вопроса!
Если Вам интересно, какие сейчас расценки на аквааэробику, то прочитать об этом можно , это актуально!
Еще один хороший способ поправить свое здоровье и нормализовать вес — это душ Шарко. Что это такое и возможно ли организовать его в домашних условиях? Читайте об этом вот тут:
, это очень интересно и полезно для здоровья!
В начальном положении пловец располагается на груди с плечами, параллельными поверхности воды, и лицом, опущенным вниз. В стиле дельфин руки являются главной движущей силой.
Если плыть, делая движения только руками, то происходит достижение 90% скорости движения при наличии полной координации.
Самым распространенным способом согласования движений в этом стиле плавания является двухударный метод.
Его суть заключается в том, что на каждый цикл приходится одно движение руками и два удара ногами (в виде хлыстообразного движения вниз), а также по одному вдоху и выдоху.
Ноги делают первый удар, когда руки оканчивают гребок. Второй удар совпадает с моментом нахождения рук впереди и захватывания воды кистями.
Вдох приходится на заключительную часть гребка при самом высоком положении тела. Выдох происходит в момент гребка руками.
Благодаря двухударному варианту обеспечивается максимальная равномерность перемещения пловца внутри каждого цикла.
Итак, стиль плавания баттерфляй появился от изменения движений рук в стиле брасс. В свою очередь, дельфин как вид баттерфляя возник из-за перемен в движениях ногами.
Стиль плавания баттерфляем имеет красивую и эффектную технику. В большинстве случаев плаванию этим стилем обучаются после приобретения навыков в остальных стилях .
Это объясняется энергозатратностью баттерфляя, который проще усвоить тем, кто уже умеет плавать другими способами.
Небольшое видео по технике плавания баттерфляем:
Плавание баттерфляй появилось намного позже, чем плавание кроль, кроль на спине и брасс. Данный вид плавания - это модернизированная техника плавания брассом. Изменения в техники плавания вносились постепенно на протяжении 3 лет. Сначала внесли изменения в движения руками, после изменили технику движения ног и в конце изменили технику плавания, для того чтобы голова была опущена лицом вниз.
Баттерфляй - самый сложный, быстрый и утомительный стиль плавания . При выполнении движений задействовано все тело. Движения выполняются симметрично.
Когда смотришь на пловца, то этот стиль чем-то напоминает плавание дельфинов. Присмотревшись, как выполняются движения руками сверху, понимаешь, почему у данного стиля такое названия. Баттерфляй (butterfly) в переводе с английского языка обозначает «бабочка». Движения руками напоминают взмахи крыльев бабочки.
При сильных пищеварительных расстройствах и после ОРЗ также не рекомендуем заниматься плаванием.
Чтобы хорошо плавать баттерфляем, необходимо иметь хорошую физическую форму, усидчивость и правильно выполнять движения руками и ногами. Для осуществления последнего спортсмены проходят долгую тренировку в воде и получают знания на суше.
Для более понятного восприятия техники плавания баттерфляй смотрите фотографии.
фото № 1 . Плавание баттерфляй (вид пловца сверху)
фото № 2. Плавание баттерфляй (вид пловца спереди)
фото № 3. Плавание баттерфляй (вид пловца сбоку)
Стиль баттерфляй - это симметричное, одновременное и синхронное выполнение движений руками и ногами, при . Чтобы научится плавать, рассмотрим каждое движение отдельно.
Движения руками можно поделить на три этапа их выполнения. На первом этапе руки погружаются в воду. Руки прямые и ладони направлены к воде. На ширине плеч руки разводятся. Положение рук относительно тела напоминает букву «У». На втором этапе руки делают оборот под водой вокруг тела пловца. При выполнении этого этапа руки согнуты в локте, а кисти опущены вниз. Когда руки достигают 1/3 бедра, переходят к выполнению третьего этапа. На этом этапе руки проносятся над водой и возвращаются в положение для выполнения первого этапа. Из-под воды сначала появляются локоть, а потом полностью вся рука.
Скорость движения рук от первого этапа к последнему постепенно увеличивается. Самая большая скорость достигается во время движения рук над водой.
Движение ногами и телом
Движения осуществляются одновременно двумя ногами. При выполнении движений ногами, туловищем, плечами и головой, тело человека делает волну. Когда ноги с сильным толчком уходят под воду, то поднимается спина. Когда из-под воды поднимается голова и плечи, то ноги осуществляют сильный толчок вверх. Выполняя движения, ноги всегда прижаты друг к другу. Движения ногами выполняются под водой.
Дыхание
Дыхание делается ртом, когда голова выныривает из-под воды, а руки находятся над водой в районе груди. Вдох делается быстро. Выдох осуществляется постепенно на протяжении всех этапов выполнения движений руками. Выдох делается ртом и носом.
Плавание баттерфляй по технике выполнения сложное. Пловцу необходимо иметь не только хорошую физическую форму, но и соблюдать правила выполнения движений руками, ногам и телом. Только соблюдая их можно достичь большой скорости.
К сожалению, не опытные пловцы допускают ошибки. Для тех, кто учится плавать баттерфляем, рекомендуем не допускать следующие ошибки:
Ошибки, допускаемые спортсменами при плавании, смотрите на видео.
Видеоурок по плаванию баттерфляй смотрите ниже.
Тренировка по плаванию баттерфляй - видео.
Научиться плавать баттерфляем без опытного тренера не получится. Знание правил выполнения движений не позволит достичь высоких результатов по плаванию баттерфляем.
Чтобы научиться плавать баттерфляем, необходимо хорошо плавать стилями кроль и брасс . Это облегчит процесс обучения.
При обучении можно попробовать выполнить движения на суше. Это позволит запомнить, как они выполняются. К сожалению, на суше можно научиться выполнять движения только руками. Выполняя движения руками, пловец учится правильно держать расстояние между ними, рассчитывать скорость движения на каждом этапе, а также правильно осуществлять вдох и выдох.
Большое желание и максимальное усилие позволят научиться плавать баттерфляем, развивать скорость и достигать побед.
Баттерфляй - стиль плавания на груди, при плавании которым спортсмен выполняет одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Обеими руками пловец совершает мощный широкий гребок, при выполнении которого верхняя часть корпуса приподнимается над водой, одновременно выполняя симметричные удары ногами "от таза". Этот стиль считается вторым по скорости после кроля на груди.
Способ плавания дельфин является скоростной разновидностью стиля баттерфляй. Техники плавания способом дельфин отличается движением ног: они движутся в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). В классическом баттерфляе ноги работают брассом.
Движения выполняются симметрично: руки делают гребок в воде, а затем одновременно проносятся над водой; ноги и туловище выполняют активные волнообразные движения. Наибольшее распространение получил двухударный дельфин, где цикл движений состоит из одного гребка руками, двух ударов ногами, вдоха и выдоха.
Исходное положение на груди, плечи параллельны поверхности воды, лицо опущено вниз. Угол атаки при плавании постоянно меняется и принимает значение от -20° в конце удара ногами сверху вниз до 20° в момент движения рук над водой.
Пловец выполняет волнообразные движения ногами и туловищем со все возрастающей амплитудой от плеч к средней части туловища, от средней части туловища к тазу, от таза к бедрам, от бедер к голени и стопам. Весь цикл волнообразных движений завершается сильным ударом стоп сверху вниз (это основное рабочее движение ног). Когда стопы делают захлестывающий удар вниз, таз приподнимается вверх, во время движений голеней и стоп вверх таз энергично опускается вниз, плечевой пояс движется вперед и немого вверх.
При плавании двухударным дельфином волнообразные движения верхней части туловища во второй половине цикла в момент завершения гребка сведены к минимуму, так как пловец должен удерживать плечи у поверхности и обеспечивать пронос рук над водой. Поэтому и амплитуда движений таза должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить передачу волнообразных движений к ногам, но и не слишком сильной, чтобы не вызвать раскачивание плеч.
Движения ногами играют координационную роль и вносят заметный вклад в создание движущих сил: при плавании дельфином с помощью движений одними ногами достигается примерно 70% от скорости плавания с полной координацией движений.
Руки при плавании способом дельфин служат основной движущей силой: при плавании с помощью движений одними руками достигается 90% от скорости плавания с полной координацией.
Цикл движения рук можно разделить на фазы:
Б аттерфляй является одним из самых сложных стилей плавания. И сегодня в статье пойдет речь о том, как научиться плавать баттерфляем. В статье описана правильная техника плавания баттерфляем, а также даны советы и рекомендации по освоении этого стиля. Девушкам рекомендую ознакомиться со статьей про .
Ключевые аспекты техники стиля баттерфляй включают два важнейших элемента - волнообразные движения тела и гребок рукой. Они отрабатываются отдельно и в сочетании друг с другом.
Многие выделяют третий ключевой момент - работа ног, однако, я считаю ее продолжением волнообразных движений тела. Данная точка зрения вполне согласуется с широко распространенной сегодня концепций «передней» техники баттерфляй.
Центральным элементом, как фигурально, так и буквально, техники стиля баттерфляй являются волнообразные движения тела от головы до пят. Иногда их сравнивают с движениями дельфинов или хлыста, но я считаю, что такие они больше всего похожи на повторяющиеся действия всего тела, напоминающие по форме волну.
Начиная легким движением головы и груди, сила нарастает по мере прохождения «сквозь» тело через бедра и ноги и завершается работой ступней, которая генерирует толчок всего тела.
Голова располагается впереди тела, рассекая воду во время плавания, ее положение и движение имеет важнейший характер и требует особого внимания.
Необходимо не только координировать движение головы с действиями рук во время вдоха, но и правильно расположить ее во время погружения в воду. При наклоне головы и погружении в воду мышцы шеи должны быть расслаблены и растянуты, так как на наклоненную вниз голову создается давление воды (как правило, оно приходится на зону выше лба), что, в свою очередь, облегчает поступательное движение.
Именно голова «запускает» волнообразные действия тела легкими повторяющимися движениями или покачиваниями.
Пловцу не нужно совершать излишние действия головой, так как в этом случае мышцы шеи не расслабляются, а давление воды в области выше лба не помогает телу совершать поступательное движение.
Что касается цикла вдоха, то голова в этот момент должна по минимуму отклоняться от линии поступательного движения.
Вероятно, важнейшее значение при выполнении волнообразных движений тела имеет сбалансированность и завершенность работы бедер, которая включает не только вертикальные движения, но и толчки тазом.
Стоит отметить, что для их совершения необходима слаженная работа мышц спины при вертикальных движениях и нижних брюшных мышц при толчках тазом, что иллюстрирует важность описанной выше общей физической выносливости и подготовки. Плохая работа бедрами, особенно это касается толчков, обычно наблюдается у пловцов, которые не в состоянии показать хорошие результаты при действиях только ногами. И это кажется вполне логичным.
Эффективная работа ногами подразумевает, что ступни, как при подъеме, так и при опускании, принимают правильное положение, позволяющее генерировать движение в воде по линии, расположенной как раз напротив желаемой передней линии движения. Это достигается частично за счет высокой гибкости зоны ступни и голеностопа. Однако для получения желаемого угла ступней необходима правильная работа бедер.
Ноги следуют за бедрами по мере их движения вверх и вниз. Эти действия сопровождаются естественным сгибанием ног после движения тела. Следом ступни принимают положение в соответствии с данным волнообразным движением тела. При отсутствии направленной вперед работы бедер волнообразное движение тела прерывается, и для того, чтобы ступни приняли необходимое положение под углом, пловец вынужден, прилагая особые усилия, сгибать ноги в коленях, в то время как при волнообразном движении тела ноги сгибаются самопроизвольно.
Это объясняется тем, что ступни, находясь в самом конце короткой линии волны (от колен до ступней, а не от бедер до ступней, что было бы правильней), в результате требуют большего изгиба коленей, чтобы принять положение под нужным углом.
Такое резкое движение коленей в результате создает лишнее сопротивление, не говоря о дополнительной нагрузке на мышцы спортсмена, и снижает отдачу от прилагаемой энергии. Короче говоря, сгибание ног в коленях в соответствии с верным волнообразным движением позволяет ступням принять правильное положение и снижает сопротивление воды.
Толчок ступней генерирует движущую силу в конце волнообразного движения. Такой толчок задействует потенциал ступней (которые приняли необходимое положение под правильным углом), и подколенных сухожилий.
Этот толчок можно рассматривать как источник дополнительной движущей силы или добавочное взрывное движение, завершающее волну тела, наподобие удара хлыста или восклицательного знака в конце предложения. В любом случае эффективность толчка зависит от правильного выполнения волнообразного движения тела.
Однако есть один очень важный момент - пловцу надо следить за соразмерностью толчка, так как слишком сильные действия ступней могут стать причиной очень сильной волны тела или чрезмерного сгибания ног в коленях.
Толчок должен быть равномерным, но одновременно резким. Негативный эффект чрезмерного толчка будет описан ниже в данной статье, посвященной координации толчка и работе руками. Ниже под термином «толчок» или «движение ногами» будет пониматься завершенное волнообразное движение, включающее толчок ступнями в конце волны.
Хотя толчок ступней, как может показаться, зависит от волнообразного движения тела, отработка толчка ступнями остается очень важной частью программы подготовки пловцов стилем плавания баттерфляй. Их специальная отработка с помощью специальных упражнений позволяет повысить выносливость мышц ног, увеличить гибкость ступней и лодыжек и влияет на правильную работу бедер в ходе волнообразных движений.
Данные упражнения можно проводить в разных положениях - на спине, боку или животе с использованием различного инструмента, включая доски разного размера и длинные, короткие ласты и моноласты. Тренерам следует применять моноласты регулярно, так как это позволяет значительно повысить эффективность тренировок. Заплывы с ними помогают освоить волнообразные движения тела (особенно бедрами), увеличивают гибкость стопы, развивают выносливость мышц разных групп и обтекаемость тела.
Описанные ниже наборы упражнений призваны помочь улучшить форму мышц ног и освоить или улучшить волнообразные движения тела и правильную технику плавания баттерфляй.
— Серия заплывов 3 по 200 метров, тело вытянуто либо движение на животе с доской, повышение активности по мере выполнения заплывов 1-3, 4-6, 7-8.
— Серия заплывов 3 по 100 метров, руки опущены вниз, прохождение дистанции с максимальной скоростью, лучшее среднее время.
Движение на боку. Нижняя рука вытянута, верхняя опущена, чередование движения боков. Данное упражнение позволяет отработать работу бедер позади или впереди воображаемой центральной линии тела.
Работа с моноластами. Выполнение толчков в течение 25 метров, после чего следует короткий перерыв на отдых, серия заплывов 3 по 100 метров, каждые 25 или 15 метров движение под водой при вытянутом положении тела (чередование действий на спине и на животе) плюс движение на боку, чередуя левый и правый при переворачивании.
Вертикальные движения ног с нагрузкой. Отработка прямых вертикальных движений и сбалансированной работы бедрами.
Толчок и плавание. Серия заплывов 3 по 100 метров, 50 метров пловец проходит только с помощью ног / 50 метров стилем баттерфляй, затем следует период отдыха, постепенное повышение нагрузки 1-3, 4-6, 7-8 (шестой заплыв необходимо пройти быстрее третьего, восьмой быстрее шестого).
Старт. Надо сделать 25 повторов; нечетные заплывы выполняются под водой при движении только ногами, четные заплывы - стилем баттерфляй.
Движение только ногами, руки опущены. Упражнение делается в маске с трубкой с или без моноластов. Оно развивает навыки расслабления мышц шеи при наличии давления воды, которое создается поступательным движением головы, несмотря на ее легкие покачивания.
Второй ключевой момент техники стиля баттерфляй - цикл движения рук.
Погружение обеих рук в воду следует за периодом восстановления, который сопровождает «вылет» рук из воды. Данные действия совместно с волнообразными движениями тела и составляют суть техники плавания стиля баттерфляй. За долгие годы с появления стиля баттерфляй многие успешные пловцы демонстрировали самые разные вариации базовой техники.
Сегодня самой популярной является «передняя» техника баттерфляй. На деле эта вариация отличается упором на первую часть гребка или перенесением внимания с зоны за бедрами (то есть ног) в зону до бедер (верхняя часть тела). Различные характеристики такого стиля плавания были успешно разработаны и продемонстрированы выдающимися пловцами и мировыми рекордсменами - Денисом Панкратовым, Майклом Климом и Дженни Томпсоном. Эволюция техники Томпсона особенно ярко иллюстрирует развитие техники стиля баттерфляй.
Анализ работы рук, характерной для стиля баттерфляй, мы начнем с верхней части цикла: кисти вытянуты над головой, руки расположены в пределах воображаемых границ, идущих от плеч пловца. Из этого положения руки двигаются парно вперед и вниз. Сила движения вперед уменьшается по мере достижения точки непосредственно впереди линии плеч.
Руки завершают движение вниз в точке, расположенной под соответствующим уровнем локтей, в то время как кончики пальцев поворачиваются вниз по направлению ко дну бассейна. В то же самое время ладони поворачиваются внутрь, таким образом, располагаясь вдоль линии движения пловца. Именно так выглядит идеальное положение рук в позиции «захвата».
После легкого расслабления рук и сгибания их в локте начинается силовая фаза гребка. Она сопровождается отводом рук на линию, расположенную прямо напротив предполагаемой передней линии движения. По мере прохождения рук вдоль линии груди сила прямого проталкивания рук назад снижается, кисти поворачиваются внутрь, а линии движения рук практически пересекаются в точке чуть позади линии груди. В этот момент ладони поворачиваются и возобновляется прямой гребок рук, которые теперь находятся близко друг к другу.
Лучше всего начинать такой гребок раньше (приблизительно на линии груди), а не позже. Увод рук под грудь позволяет облегчить и ускорить их выход из воды в завершающей стадии гребка, что, в свою очередь, уменьшает нагрузку. Руки сохраняют идеальный угол на достаточно длительный непрерывный период времени, в результате пловец имеет возможность выполнения быстрого и более эффективного их вывода из воды. Поздний гребок оставляет меньше времени на «накопление» сил для вывода и восстановления рук, что приводит к их «залипанию» на глубине или к неэффективному длинному гребку.
На основании всей изложенной выше информации логично возникает следующий вопрос: в какой точке необходимо уменьшить силу, прилагаемую для выполнения гребка, и когда следует выводить руки из воды? Руки должны совершать проталкивание до момента сохранения максимальной движущей силы непосредственно перед естественным подъемом пальцев, который имеет место в нижней точке гребка.
После начала подъема пальцев пловец опускает бедра, в результате чего руки не имеют возможности генерировать движущую силу с помощью проталкивания воды. Вывод рук из нее при «позднем» гребке задерживается, так как атлет не имеет достаточно времени для накопления сил, требуемых для быстрого и эффективного перехода к фазе восстановления.
При использовании «передней» техники стиля баттерфляй руки проталкивают воду только до конечной точки, позволяющей генерировать максимальную движущую силу, а не тратить энергию на неэффективный длинный гребок. Также стоит отметить, что благодаря раннему гребку у пловца есть возможность накопить силы для быстрого и эффективного вывода рук из воды и перехода к фазе восстановления.
Корректный вывод рук (помимо своевременного повторного толчка ногами, который мы обсудим позже) помогает пловцу накопить энергию для взмаха руками над водой. Они, таким образом, сохраняют положение, которое принимают во время фазы гребка и вывода из воды.
В данный момент очень важно расслабить руки. Их сжатие или изгиб замедляет выход из воды. Также такие действия затрудняют поступательное движение рук и плеч в верхней части фазы расслабления перед погружением рук в воду. Они должны быть максимально расслаблены, падая «мертвым грузом» в воду. Таким образом, пловец имеет возможность накопить наибольшую инерцию для входа в воду и начала нового гребка.
Для «передней» техники стиля баттерфляй расслабление рук, их идеальное вхождение в воду в сочетании с максимальной эффективностью гребка и быстрым выходом из воды позволяет обеспечить быстрый переход к силовой фазе гребка и более равномерное поступательное движение.
Пловец должен следить за правильным положением головы - лицо направлено вниз, мышцы шеи расслаблены. Положение головы имеет очень большое значение во время циклов вдоха и выдоха. В самом начале гребка она слегка приподнимается и находится в таком положении во время гребка руками. Затем начинает опускаться, когда руки пловца выходят из воды, и продолжает это делать в период фазы расслабления рук.
Во время цикла вдоха движения головы носят аналогичный характер, помимо того, что в таком случае необходима чуть большая интенсивность гребка. Это позволяет голове подняться выше, чтобы пловец смог сделать вдох. Стоит отметить, что, как и в случае с циклом выдоха, голова должна оставаться в первоначальном положении как можно дольше. В результате при вдохе голова чуть нагибается вперед.
Традиционная техника вдоха подразумевает поднятие головы для вдоха, что нагружает мышцы шеи, подбородок поднимается вперед, это влечет дальнейший подъем головы. В опущенном положении шея и голова остаются расслабленными и находятся ближе к линии поступательного движения. Нагибание головы генерирует гораздо меньше работы по подъему и опусканию при вдохе по сравнению с традиционной техникой вдоха.
Если смотреть со стороны, то подобная техника вдоха (я имею в виду легкое сгибание головы) характерна для пловцов, использующих «переднюю» технику гребка. Например, у Панкратова, Клима и Томпсона. Если смотреть спереди, то при такой технике вдоха остается видимой меньшая часть головы (особенно касательно подбородка). Если посмотреть на Панкратова, например, сзади, очень трудно будет отличить эти легкие изгибы головы во время вдоха, которые сопровождаются ее ограниченными движениями вверх-вниз (голова при этом имеет более-менее постоянный угол) от движений головы во время выдоха.
Это еще одно преимущество легкого наклона головы во время вдоха. Такое движение генерирует меньшую нагрузку на мышцы шеи, а руки и плечи принимают более свободное положение во время фазы расслабления, прежде чем опуститься в воду.
Помните, как мы говорили о том, что руки падают вперед по направлению движения, а голова и шея опускаются в воду.
Необходимо обеспечить одновременное опускание рук и головы в воду (это наблюдается во время цикла выдоха, когда голова принимает свое первоначальное положение).
Таким образом, согласно теории аналитика техники гребка Билла Бумера (Bill Boomer), голова и руки, опускаясь в воду одновременно, генерируют большую движущую силу. Такой эффект «заброса массы» усиливается дополнительной энергией, создаваемой падением рук в воду и сгибанием головы вперед.
Кисти входят в воду внутри линий, которые идут от плеч пловца при вытянутых руках. Их расслабление имеет очень большое значение, так как позволяет генерировать дополнительную движущую силу во время подъема бедер и наклона головы вперед.
В этот момент кисти начинают движение вниз и наружу и начинается новый цикл гребка. Для этого необходимо иметь .
На каждый цикл работы рук приходится два волнообразных движения тела - одна «волна» сопровождает переднюю фазу гребка, то есть опускание рук в воду и наклон головы, а вторая «волна» имеет место во время завершения гребка. Есть успешные пловцы, ограничивающиеся одним волнообразным движением и, как правило, специализирующиеся на дистанциях длиной 200 метров, однако это скорее исключение. Работа рук в сочетании с постоянными периодическими волнообразными движениями тела позволяет добиться максимальной эффективности.
Стоит отметить, что толчки ступнями должны быть резкими и направленными вдоль основной «волны» тела. Чрезмерная «надежда» на второе волнообразное движение, когда руки завершают фазу гребка, характерна для пловцов с техникой позднего гребка. В результате мы имеем не только чрезмерную нагрузку, но и ломку ритма работы рук и тела.
При «передней» технике вторая «волна» не отличается от первой и сохраняет эффективность. Она поддерживает, а не подрывает важнейший момент выхода рук из воды и их перехода в фазу восстановления, позволяет лучше подготовиться к силовому этапу нового гребка.
Видео с техникой плавания баттерфляй
С уважением, Владимир Манеров
Подписывайтесь и узнавайте первым о новых статьях на сайте, прямо у себя на почте.
Вид плавания баттерфляем считается одним из самых сложных, которому необходима сила, точность выполнения и хорошее чувство ритма. Баттерфляй - чаще известный среди пловцов как «флай» - востребует довольно много к себе внимания в плане практики, он является самым зрелищным видом плавания, который в наше время используется на соревнованиях.
Часть 1
СовершенствованиеПравильное движение рук. Движение рук в данном виде плавания можно разделить на три части: подъем вверх (высвобождение), проталкивание и возврат.
Мастер удара дельфином. Название «Удар Дельфина» было дано в связи со схожестью движения ногами в данном виде плавания. Представьте, будто ваши ноги движутся точно так же, как хвост у дельфина (или русалки).
Двигайтесь как волна. В баттерфляе должны быть задействованы не только руки и ноги, но и все тело!
Дыхание. Дыхание в баттерфляе немного сложновато, поскольку должно происходить во время и довольно быстро.
Совместите все это воедино. Комбинируя все перечисленные шаги - движение рук, ног и тела, а также правильное дыхание, вы поймете, что освоили «флай» так, как надо.
Часть 2
Практические упражненияОдноручный баттерфляй. Первое упражнение в работе над баттерфляем - это техника одноручного баттерфляя.
Задействуйте обе руки. Это упражнение дает хорошую возможность сбалансировать и контролировать движение рук.
Работайте над ударом дельфина. Данное упражнение необходимо для ритма ударов, плюс для отработки дыхания.