Психолого-педагогический блок "чудинка" как одина из форм работы психолога в летнем оздоровительном лагере для детей младшего школьного возраста. Из опыта работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере для школьников Психологические игры в летн

Тренинги в лагере для детей

Тренинговые упражнения в летнем лагере

Сейчас о тренинге как о методе обучения и развития личности говорят и пишут много в различных изданиях, тренинг используют во многих сферах педагогической и общественной жизни. Тренинги по большей своей части направлены прежде всего на развитие личности, на формирование у нее эффективных коммуникативных умений, на освоение межличностных навыков взаимодействия. В каждом отряде у воспитанников есть свои специфические проблемы: трудности личностного самоопределения, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, повышенная конфликтность с вожатыми и т. д.

В можно проводить различные тренинговые упражнения. Используя тренинги, вожатые могут:

определить уровень взаимопонимания в коллективе;

сплотить коллектив;

выявить в группе лидеров.

Некоторые из приведенных тренингов можно использовать не только в организационный период, но и в основной.

Башня

Материалы: обойная бумага (газеты), скрепки, скотч, клей, ножницы.

Задание : из предложенных материалов участникам необходимо построить башню как можно большей высоты.

Правила : участники делятся на две группы, у группы есть 10 минут для выполнения задания. Обсуждать словесно запрещается. (Можно с завязанными глазами, но с обсуждением.)

Выбор

Участники сидят в кругу.

Задание : по команде ведущего «Выбор!» каждый участник указывает вытянутой рукой на одного из других участников. Необходимо добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары. Если в группе нечетное количество участников, то задание считается выполненным, когда только один участник остался без пары.

Правила : участникам нельзя разговаривать друг с другом и вставать из круга.

Пальцы

Участники сидят в кругу.

Задание : всем участникам показать на счет «три» одно и то же количество пальцев на правой руке.

Правила : участникам нельзя разговаривать друг с другом. Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет вперед.

Четверо стоя

Участники сидят в кругу.

Задание : в группе в течение 5 минуты должны стоять четыре человека.

Правила: участникам нельзя разговаривать друг с другом, один участник может стоять только 5 секунд.

Печатная машинка

Участники сидят в кругу.

Задание : научиться работать в группе.

Правила : вожатый распределяет все буквы алфавита среди детей. Чем меньше группа, тем больше букв приходится на каждого. Участникам игры предлагается «напечатать» слова. Сначала короткие, затем длинные.

Узелки

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.

Задание: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

Электрическая цепь

Отряд разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задание: встать, не разрывая электрической цепи. Затем объединиться по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая Цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из восьми человек. В конце концов получится электрическая цепь, образованная всеми участниками, которые Должны подняться.

Биг-мак

Организуйте большой круг. Отряд разбивается на пары, и каждая пара выбирает словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг», а другой: «Мак»; один: «Ореховое», другой: «Масло» и т. д.). По условиям игры нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, вожатый отводит ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершении задания каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

Сидячий круг

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.

Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Портрет отряда

Каждый член отряда на листе А4 рисует то, что, как ему кажется, наиболее точно выражает его натуру, его характер, его интересы. Каждый рисунок подписывается на лицевой стороне. Затем вес кладут свои рисунки на пол на то место, на какое захочет, кто-то положит в центре, кто-то, наоборот, подальше ото всех. Вожатый дает группе 5 минут для того, чтобы каждый переложил тот рисунок, который, как ему кажется, лежит не на месте. Как только 5 минут проходит, все отходят от рисунков и вожатый пододвигает рисунки таким образом, чтобы они создали плотный «ковер». Затем вожатый просит каждого человека разуться и встать на свой рисунок. Таким образом получается тесная группа. Потом можно склеить этот «портрет» и повесить его в отрядном уголке.

Бревно

Весь отряд становится на бордюр или на заранее начерченную линию. Задание группе - те, которые стоят по краям, одновременно начинают движение навстречу друг другу вдоль группы и должны поменяться местами. Самое главное, чтобы никто из отряда не сошел с бордюра.

Можно проводить упражнение так, чтобы не крайние менялись местами, а, начиная с первого человека, команда переправлялась на противоположный конец бордюра. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

Кочки

Оборудование: «кочки» - небольшая дощечка, брусок, лист бумаги или другой вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя «кочки».

Переправа

На определенной высоте (на уровне пояса среднего роста ребенка вашего отряда) натягивается веревка. Всей группе необходимо переправиться на другую сторону веревки, не задев ее. Пролазить под веревкой запрещается.

Обязательна страховка! Хорошо, если упражнение будет проходить на пляже, где смягчаются возможные падения.

Траст - фол

Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего, что бы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте рядом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал падение, но держите сильных ребят в середине.

Необходимо подготовить падающего:

торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;

руки скрещены на груди и сцеплены в замок;

голова немного откинута назад;

попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

падающий: «Готовы страхующие?»;

страхующие: «Страхующие готовы»;

руководитель: «Падай».

После приземления покачайте товарища на руках.

Свечка

Для этого упражнения группа должна быть не слишком большой. Вся группа, кроме одного участника, становится в тесный круг. Участник становится в центр круга, скрещивает руки на груди, закрывает глаза и, не сгибая ног, держа тело в полном напряжении, падает в любую сторону. Группа держит согнутые в локтях руки гак, чтобы повернутые в центр круга ладони находились на уровне груди. Группа принимает падающего и аккуратно передает его по часовой стрелке.

Превращения

Каждый из участников будет по очереди «получать» какой-то представляемый предмет из рук своего соседа, предмет не материальный. Сосед будет «передавать» его участнику при помощи одних только жестов. «Получив» этот «предмет», участник должен будет проделать с ним какое-то действие (например, если это, по- вашему представлению, сережка, то померить ее на себя). Если участник не уверен, что понял правильно своего соседа, ничего страшного - пусть поступает дальше так, как понял, даже если потом окажется, что участник «получил» не то, что ему «передавал» его сосед.

Обязательно после упражнения провести обсуждение. Что вам передали? Что вы сделали с тем предметом, который вам передали? Легко ли вам было догадаться, что вам передают? Почему легко (сложно)?

Поменяйтесь местами

Стоящий в центре круга (ведущий) предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, ведущий говорит: «Поменяйтесь те, у кого есть сестры». И при этом все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. А тот, кто в это время стоит в центре круга, должен успеть занять чье-нибудь место. Тот, кто останется в центре круга после того, как все займут места, будет ведущим. Когда упражнение завершится, попросить нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры, кто знает французский, кто умеет водить автомобиль, и пр.

Детектив

Пусть один из участников будет ведущим. Остальные игроки замрут в разных позах. Ведущий должен запомнить позы играющих, их одежду. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не каждый - пять, а всего пять). Входит ведущий. Он должен вернуть все в исходное положение: внимательно посмотреть и найти пять изменений в позах и одежде играющих.

Зоопарк

Вожатый раздает участникам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если одному участнику достанется карточка, на которой будет написано «слон», он должен знать, что у кого-то есть карточка, на которой также будет написано «слон». Каждый участник должен прочитать то, что написано на его карточке, но сделать это так, чтобы надпись видел только он один. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного. Другими словами, все, что участники будут делать, они будут делать молча.

Когда участники находят друг друга, они становятся рядом, но продолжают молчать, не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, вожатый проверяет, что получилось у участников. Когда все нашли свою пару, вожатый спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?», - и они ему отвечают. Возможные животные: слон, лошадь, обезьяна, верблюд, орел, медведь, собака, попугай, кошка, кенгуру, пантера, заяц, лев, еж, крокодил.

Фруктовый сад

Всем участникам на спину крепятся карточки с написанными на них названиями овощей и фруктов. Задача каждого участника, задавая вопросы любому из группы, - догадаться, каким фруктом или каким овощем он является. Нельзя задавать прямые вопросы, например: «Я - яблоко?», можно только задавать наводящие вопросы. На выполнение задания отводится определенное время - зависит от количества людей в группе. По окончании упражнения вожатый спрашивает у каждого участника, каким фруктом или овощем он является.

Дружеское рукопожатие

Вся группа становится в одну линию. Первый участник поворачивается к своему соседу, здоровается с ним за руку и говорит что-нибудь доброжелательное, затем он продвигается к следующему участнику, в то время как второй участник обменивается рукопожатием со своим соседом и т. д. Таким образом, все должны обменяться рукопожатием и добрыми словами.

Паровозик

Участники делятся на тройки, встают паровозиком друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящего соседа. Первые два человека в тройке закрывают глаза, а последний человек остается с открытыми глазами. Он будет паровозом. Его задача - так направить свой паровоз, чтобы ни с кем не столкнуться. Задача вагончиков, человека в середине, в точности копировать и подчиняться движениям, указаниям машиниста, главного паровозика. Во время упражнения участникам необходимо обратить внимание на свои мысли и чувства в каждой роли. Упражнение проходит в полной тишине. Разговаривать нельзя.

Массаж по кругу

Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.

Числовой круг

Участники сидят в кругу.

Задание : необходимо, чтобы каждый участник назвал одно число от 1 и до числа, обозначающего количество человек в группе. Участники называют числа в порядке возрастания. Вся группа должна «пересчитаться». Затем задание усложняется - необходимо досчитать с закрытыми глазами.

Правила : отмашку для начала дает вожатый, и ребята начинают считать. Если одновременно число назвали несколько человек, то счет начинают заново. Нельзя считаться по кругу.

Завершается организационный период смены массовым общелагерным мероприятиям. Обычно это бывает торжественное открытие смены, которое может включать в себя и торжественную линейку открытия, и визитные карточки всех отрядов, и смотр отрядных уголков, и открытие летней спартакиады, и, конечно же, вожатский спектакль.

Данные игры способствуют формированию и развитию дружного детского коллектива, раскрепощают детей.

Путанка

Описание: Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться. В результате распутывания должен получиться круг.

Комментарий: Упражнение можно сделать игрой, если добавить азарта и соревновательности: разделить отряд на две команды и из каждой выбрать по водящему, который выходит из комнаты или отворачивается. Участники команд запутываются самостоятельно, взявшись за руки. После чего водящие возвращаются и должны распутать круг команды - соперника, кто быстрее.

Расслабься и летай

Описание: Одного из участников укладывают на ровную поверхность. Остальные поднимают его при помощи двух пальцев каждой руки на счет раз, два, три.

Комментарий: В целях безопасности лежащего участника необходимо приподнять слегка над землей.

Падай в толпу

Описание : В этом упражнении каждому участнику предстоит падать с высокой поверхности на руки своей команде. Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Вожатый становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, что бы ни случилось, не должен убирать руки во время падения участника.

Поставьте рядом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине. Если у вас большая сильная команда, вы можете быть вне линии. Вожатый проверяет падающего:

Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка.

Руки скрещены на груди и сцеплены в замок.

Голова немного откинута назад.

Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

Падающий: «Готовы страхующие?»

Страхующие: «Страхующие готовы».

Вожатый: «Падай».

После приземления покачайте участника на руках — проявите ласку.

На колени

Описание: Участники стоят в замкнутом «паровозике». Задача команды — на раз, два, три сесть другу на колени и продержаться в таком состоянии заданное количество времени (2-3 минуты).

Комментарий: Упражнение можно усложнить добавлением задач (спеть песню, прочитать стих, двигаться по кругу и др.).

Кошка — собака

Инвентарь: Два маркера разных цветов.

Описание: Участники садятся или становятся в круг вместе с ведущим.

— Ребята, представьте, что у вас проблемы с памятью, все, что вам говорят, сразу забываете, поэтому приходится переспрашивать у доктора (ведущего).

Затем ведущий передает в одну сторону предмет, а участник, прежде чем взять его, спрашивает: «Что это?»: Ведущий отвечает: «Собака». Получивший предмет передает его следующему, который задает тот же вопрос, однако первый не отвечает, а (он как бы по сценарию уже не помня) спрашивает у ведущего, который дает ответ: «Собака». Первый игрок передает слово «собака» второму игроку, только после этого второй игрок может взять предмет в руки и протянуть его следующему. Таким образом каждый раз, передавая предмет, прежде чем его взять в руки, надо задать вопрос «Что это?» и получить ответ из уст в уста от ведущего. Получив ответ, можно взять предмет. Когда один круг пройден, игра запускается заново, однако на этот раз в одну сторону передается предмет с условным названием «собака», а во второй — «кошка».

Комментарий: Упражнение направлено на взаимодействие друг с другом, умение слушать окружающих и координацию совместных действий. Если у отряда не получается пройти упражнение, прервите игру и дайте минуту на обсуждение дальнейших действий.

Башня

Инвентарь: Набор для каждой группы: 1 пачка скрепок, 2 набора соломки для коктейля, 10 листов бумаги, 1 скотч.

Описание: Отряд делится на 2-3 группы, которым выдается одинаковый набор материалов для строительства «башни». Группе необходимо построить башню из данного материала. Башня должна быть устойчивой. 10 минут дается на обсуждение задания, 10 минут на постройку башни, при этом все члены группы должны сохранять молчание. Затем идет представление моделей башни.

Тренинг «режим молчания», или «большой разговор»

Взяв группу на прогулку или в поход, можно объявить «режим молчания». Это значит, что участники группы будут общаться друг с другом лишь при действительной необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, нести дополнительную поклажу или молчать дополнительное время, когда всем будет дозволено разговаривать).

Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, — достигать полутора часов подряд. Люди все это время проводят вместе: в походе, общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям, собирать ягоды, но делать все это молча.

Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый ее участник в непривычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они — каждый по-своему — «проваливаются в себя». Внутренняя жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его движения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привыкают к предметам обихода. В игровом молчании личность осознает себя зреющей.

Во-вторых, за период молчания у каждого члена группы накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить — выразить себя и вникнуть в мысли, в душевное состояние другого. Ценность коммуникации он постигает внутренним опытом. Так, человек не думает о ценности воздуха, которым он дышит, не замечает этого, дышит, однако ныряние в воду открывает ему радость дыхания.

Уважение и симпатия друг к другу, радость общения — все это слышится в оживленных разговорах группы после снятия «режима молчания». Люди настроены не по-обыденному, в той или иной форме переживают душевный подъем. Этим следовало бы воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».

«Большой разговор» — это, собственно говоря, форма группового общения, хорошо знакомая педагогу. Не раз и не два доводилось ему проводить с учащимися беседу на главные темы жизни — о чести и героизма, о дружбе и преданности, о цели творческого пути; о сходствах и различиях между людьми, о науках и искусствах, о предках и о будущем, о Родине и человечестве... И, конечно, случалось так, что собравшимся не хотелось расходиться — была бы только взята верная «тональность» разговора и был бы только он впору, ко времени и общему настроению.

Дальнейшие вопросы должны быть заранее припасены педагогом (или психологом), но какой из них следует поднимать вслед за первым, приходится решать по ситуации. У группы не должно возникать чувство, что тема обсуждается, навязываясь «сверху». Одна тема естественно порождает другую — таков принцип «большого разговора». Что же касается припасенных вопросов, они могут быть таковыми:

— Отчего мне бывает скучно?

— Какую музыку я люблю, и почему она мне нравится больше, чем другая?

— На какого героя фильма или книги мне когда-либо хотелось походить?

— Каким я представляю себя и каким представляют меня другие (собравшиеся) лет через двадцать?

— Понимаю ли я своих родителей, бабушек, дедушек? Понимают ли они меня, и если нет, то почему?

— Какой хороший поступок был в моей жизни? (Имеется в виду «хороший» в его понимании, что бы об этом ни думали другие.)

— Люблю ли я животных, и с какими из них мне приходилось иметь дело?

— Есть ли у меня человек, которого я ненавижу? (Не называя, дать его психологический портрет.)

— Какие народные песенки и сказки (любого народа) мне приходилось слышать, и чем они мне понравились?

— Какие люди мне больше нравятся — скромные или бросающиеся в глаза — и почему?

— Приходилось ли мне переживать разочарование в человеке (называть его не надо), и с чем это связано?

— Знаю ли я кого-нибудь из воевавших в минувшей войне пожилых людей, и что я о нем думаю? (Называть его не обязательно.)

— В каких местностях страны и в каких странах земного шара мне хотелось бы побывать и почему?

— Какие профессии мне нравятся? Какие не нравятся и почему?

Это примерный и заведомо неполный перечень тем, возможных для «большого разговора».

Позиция ведущего при беседе, приближающейся по своему качеству к духовному уровню общения, должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных) не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, вопиюще неправ.

В то же время он должен следить за тем, чтобы активные «солисты» не забывали сдержанных или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Желательно поощрять каждого, чтобы он взял слово, но недопустимо требовать от него высказываний, «вытягивать» их.

Незрелые, поверхностные, нелогичные, аморальные и. тому подобные суждения членов группы ведущий, завершая разговор, должен, разумеется, подвергнуть убедительной критике, но ни в коем случае не переходя при этом «на личность». Он против такой позиции, но он не против такого-то конкретного лица. Тем самым ошибающимся людям оставляется простор для последующих конструктивных размышлений на затронутые темы. (Обиженный или осмеянный человек тоже продолжает размышлять после разговора, но его размышления в этом случае часто носят деструктивный характер: в пику оппонентам субъект укореняется в своей неправоте.)

«Большой разговор», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и психологический смысл, ибо общение на духовном уровне с древности известно, как вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.