(сокращенный вариант).
1. И.п – встать на скамейку. Наклоны туловища вперед. 10-20 раз. Выполнять в медленном и среднем темпе. Ноги в коленных суставах не сгибать. Стремиться, больше наклоняться вперед – вниз. Варианты: а) ноги вместе, б) ноги на ширине плеч.
2. И.п – сесть на скамейку, ноги прямые, вытянуты в стороны по возможности шире. Наклоны туловища вперед. 8-12 раз. Выполнять в среднем темпе. При наклонах ноги прямые. После 3-5 наклонов выпрямиться (см. рис).
3. И.п – лечь на спину, руки прямые за головой, одна нога лежит пяткой на опоре, другая согнута в колене. Поднять таз от пола как можно выше, вернуться в И.п. Повторить на каждую ногу 8-12 раз. Темп выполнения средний (см. рис).
4. И.п – стойка на одной ноге спиной к гимнастической стенке. Другая нога лежит на плече партнера, стоящего на коленях. При вставании партнера маховая нога другого поднимается вверх до чувства боли. На каждую ногу 10-12 раз. Опорную ногу в коленях не сгибать, таз не опускать вниз. Выполнять в медленном темпе (см. рис).
5. И.п – стойка на лопатках. Свободное поочередное опускание ног за голову. 8-12 раз. Выполнять с большой амплитудой разведения ног, в медленном темпе (см. рис).
6. И.п – стойка на коленях. Медленно прогнуться назад до касания пола. 5-10 раз. Для облегчения выполнения колени несколько развести в стороны. Выполнять в медленном темпе.
Для достижения высшего мастерства в легкой атлетике, надо заниматься ею со школьного возраста на протяжении 6-10 лет. Поэтому планирование подготовки спортсменов на любом этапе многолетней спортивной подготовки должно способствовать оптимальному развитию физических качеств и двигательных способностей.
Корнаухов В.Ю.
Старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, факультет физической культуры.
Башкирский Государственный педагогический университет им. М.Акмуллы.
Использование кругового метода (круговой тренировки) – как фактор развития спортивно – моторных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у юных спортсменов различной специализации.
В основе круговой тренировки лежат три метода.
1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно (одним за другим), с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60 % максимальной) и увеличения качества упражнений в одном или нескольких кругах, одновременно сокращая время выполнения упражнений (до 15-20 сек) и увеличения продолжительности активного отдыха (до 30-40сек).
Цель – доведение количества повторений упражнения до одной минуты. Необходимо данное количество повторений сохранять, а время выполнения упражнения постепенно уменьшить (до 20-30сек). За счет увеличения скорости выполнения упражнений.
2. Интервально-поточный, базируется на (20-40сек.) выполнении упражнения (50% максимальной мощности) на каждой станции (номере) с максимально эффективным отдыхом, (гибкость, растягивание и расслабление мышц, увеличение подвижности в суставах) до одной минуты.
Цель - сокращение контрольного времени прохождения кругов. Например: сделать 20 поворотов в упражнении за 30сек. Далее - (увеличивая скорость выполнения упражнения за счет сокращения времени). Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
3. Интенсивно- интервальный, используется с ростом уровня физической подготовки занимающихся (мощность 75% от максимальной) и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы.
Цель - сокращение времени работы при ее стандартном объеме и сохранении времени отдыха.
Подобный режим развивает максимальную «взрывную» силу. Интервал отдыха (30-40сек.), способствуют приросту результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.
Для проведения круговой тренировки необходим имеющийся инвентарь и оборудование, но это не главное, главное должно быть – мощность и время выполнения упражнений, определяющие величины сдвигов организма и время восстановления физических функций организма. Индивидуальная оценка реакции организма проводится путем измерения пульса в течение 15 секунд после выполнения каждого упражнения или серии упражнений, в случае неадекватной реакции нагрузка занимающемуся уменьшается или увеличивается.
Необходимо знать принцип составления комплексов упражнений круговой тренировки, а именно – учитывать период годового плана; возраст; пол; очередность выполненных упражнений; дозировка и интервал отдыха между упражнениями и сериями (кругами).
Каждый комплекс упражнений круговой тренировки используется в определенный период годового учебного плана тренировок, например: в подготовительный период целесообразно использовать поточно-интервальный метод, который базируется на 20-40сек. Выполнения упражнения (50% мощности от максимальной) на каждом номере (станции) с минимальным интервалом отдыха между упражнениями. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую систему.
В основной тренировочный период желательно применять интервально- интенсивный метод. Он используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся (мощность его занятий 75% от максимальной), достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы. Например: 40 повторений упражнения за 40сек., увеличивая скорость выполнения (40 повторений) не за 40сек., а за 20-30сек.
Подобный режим позволяет развивать максимальную «взрывную» силу, способствует приросту результатов скоростной и силовой выносливости. В этом периоде желательно больше применять в круговой тренировке специальные и подводящие упражнения данного вида спорта.
Количество занятий круговой тренировки в недельном цикле основного периода зависит от задачи и уровня подготовленности занимающихся.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ .
(Время выполнения упражнения 20сек.; отдых между упражнениями – бег 30-60сек.+гибкость, расслабление мышц 30-40сек.).
№1 .- Отжимание в упоре лежа или подтягивание в висе (быстро)- 20сек.+бег (одна минута)+гибкость, расслабление мышц 30-40сек.
№2. - Смена ног в упоре лежа присев (бег в упоре присев)-20сек.+бег+гибкость.
№3. - Прыжки из приседа (можно с грузом) (быстро)-20сек.+бег+гибкость.
№4. - Рывок двумя с грузом (быстро) -20сек.+бег+гибкость.
№5. - Бег в упоре у стены (быстро) (можно с грузом на ногах)-20сек.+бег+гибкость.
№6. -Брюшной пресс (закрепив ноги, подъем туловища)-20сек.+бег+гибкость.
№7. -Прогибание вверх лежа на животе, закрепив ноги-20сек.+бег+гибкость.
№8. - Выпрыгивание вверх со сменой ног на скамейке (выше) -20сек.+бег+гибкость.
№9. - Жим лежа (груз) (быстро) -20сек.+бег+гибкость.
№10. -Вращение рук стоя (быстро) можно с грузом -20сек.+бег+гибкость.
№11. -Повороты туловища с грузом (быстро) -20сек.+бег+гибкость.
№12. -Выбрасывание ног назад в упоре присев (быстро) -20сек.+бег+гибкость.
№13. -Подскоки на носках, ноги прямые (выше) -20сек.+бег+гибкость.
Тренировка по кругу – это когда занимающиеся становятся по номерам и после выполнения упражнения перемещаются на следующий номер.
Примечание: Каждый занимающийся должен записывать себе в дневник тренировок количество повторений и каждое упражнение. Это повышает интерес занимающихся, тренер знает эффективность результатов круговой тренировки, что позволяет координировать нагрузку и развитие физических качеств.
Очередность упражнений в круговой тренировке должна иметь определенную последовательность, охватывая все мышечные группы (ноги, туловище, руки).
После силовых и скоростно–силовых упражнений обязательно должны быть упражнения на растягивание мышц и увеличение подвижности в суставах. Количество станций (упражнений) не ограничено, не менее числа занимающихся. В круговой тренировке нужно делать ставку на развитие физических качеств и приобретение двигательных навыков, присущих данному виду спорта.
Тренер знакомит учащихся с упражнениями на каждом номере, учащиеся становятся по кругу на свои номера, по команде тренера все одновременно выполняют свои упражнения, по команде «стоп» останавливаются и начинают бег в медленном темпе (восстанавливаются), затем делают упражнения на гибкость и расслабление. После этого записывают в дневник число повторений и т.д.
Применяемые отягощения.
Можно использовать гири, штанги, блины от штанги и т.д. с учетом своего физического развития.
Можно применять (сделать самому каждому занимающемуся) мешочки с песком весом в пределах 1-2 кг, которые можно прикреплять (привязывать) на голени.
Т Е С Т Ы:
1. Всестороннее развитие организма спортсмена, воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости являются задачами_______
а) специальной физической подготовки (СФП)
б) общей физической подготовки (ОФП)
в) технической подготовки (ТП)
2. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют________ разновидности проявления качеств:
а) две (скорость как предельная быстрота отдельных движений – элементов техники; быстрота реакции).
б) три (скорость как предельная быстрота отдельных движений – элементов техники; быстрота реакций; быстрота как необходимая характеристика темпа движений).
3. Для воспитания гибкости особенно благоприятен возраст_________
а) 8 – 10 лет
б) 10 – 14 лет
в) 12 – 16 лет
4. Скоростные качества развиваются у юных спортсменов легче всего в _____
а) 8 – 11 лет
б) 9 – 12 лет
в) 11 – 14 лет
5. Гибкость называется способность человека выполнять движения с _______амплитудой.
а) слабой
б) средней
в) большей
6. Развитию гибкости следует уделять больше времени в ________периоде тренировки.
а) соревновательном
б) подготовительном
в) переходном
7.Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть_____
а) выносливым и сильным
б) быстрым и сильным
в) сильным, быстрым, выносливым и обладать высоким и волевыми качествами
8 . Упражнения для развития быстроты включаются _________изучения техники и совершенствования в ней.
б) во время
9 . Упражнения для развития выносливости, как общей, так и специальной, отводится место _________основной части занятия.
а) в начале
б) в середине
в) в конце
10. В процессе занятий широко используется средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости в виде комплекса упражнений___________
а) игровой метод
б) соревновательный метод
в) поточный, игровой, соревновательный и круговой методы.
Ответы: 1(б); 2(б); 3(б); 4(в); 5(в); 6(б); 7(в); 8(в); 9(в); 10(в).
Литература.
1. Верхошанскии Ю.В. Исследование закономерностей процессов становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой (на материале скоростно–силовых видов спорта). Докт. дис.М.,1973.
2. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. - Физкультура в школе,1971,№7.
3. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М.,»Физкультура и спорт»,1971.312 с.
4. Гордон Л.Е. Примерные упражнения для составления комплексов, выполняемых по методу круговой тренировки юношами IX – X классов. - Физкультура в школе, 1977,№7
5. Гуревич И.А.1500 упражнений для круговой тренировки.- Минск; высшая школа, 1976.
6. Жданов Л.Н. Развития быстроты движений у детей школьного возраста. Дисс. М.,1970.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.,1966.
8. Петровский В.В. Бег на короткие дистанции. М.: Физкультура и спорт.1978.-80с.
9. Сальченко И.Н. Двигательные взаимодействия спортсменов. К.: Здоровья,1980.-154с.
10. Фомин В.П. Воспитания физических качеств у юных спортсменов. М., ФИС,1974.
11. Фарфель В.С. Управления движениями в спорте. М., «Физкультура и спорт»,1975г.
12. Черевков М.А. Двигательные качества.- Физическая культура в школе,1973,№10.
13.Шприц Д.Б. О развития двигательных качеств у юношей.- Физкультура в школе,1972,№9.
14. Шолих М. Круговая тренировка: теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке. М.,1966.
Гимнастическая скамейка – вспомогательный гимнасти-ческий снаряд; ее длина – 4м, ширина – 24 см, высота – 30 см.
Для выполнения упражнений гимнастические скамейки расставляются в зале по-разному, например: вдоль зала в два ряда по 2 – 3 скамейки, параллельно одна другой поперек зала, крестом, звездой, прямоугольником. Расстановку скамеек желательно периодически менять. На каждой скамейке могут выполнять упражнения одновременно 5 – 7 учащихся. Использовать гимнастическую скамейку можно в любой части урока.
Варианты расположения скамеек
И.п. – сидя верхом на скамейке, руки к плечам. Круговые движения согнутыми в локтях руками.
И.п. – сидя на скамейке, руки за головой. Наклоны вправо и влево с касанием локтем бедра.
И.п. – сидя на скамейке, ноги широко расставить. Пружинистые наклоны поочередно к одной и другой ноге. Пальцами рук касаться носка ноги.
И.п. – сидя на скамейке, руки опущены, ступни ног на полу. Сгруппироваться, подтянуть колени к груди и, обхватив голени руками, зафиксировать это положение. Затем, медленно выпрямляя ноги, вернуться в и.п.
И.п. – сидя на скамейке и держась за нее руками, прямые ноги поднять. Быстро скрещивать ноги – правую ступню пронести над левой, затем левую ступню над правой и т.д. («ножницы»).
И.п. – присед на скамейке, держась за край руками. Выпрямить ноги, выгнуть спину, затем вернуться в и.п.
И.п. – упор сидя сзади, ноги на скамейке. Поднять таз, прогнуться и вернуться в и.п.
И.п. – стоя лицом к скамейке, руки опущены. Поставить руки на скамейку (держаться за ее край). Оттолкнувшись, прыгнуть на скамейку. Спрыгнуть со скам-
мейки вперед.
Упражнения с предметами
Упражнения с предметами (мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем и т. д.) развивают и совершенствуют у учащихся внимание, быстроту двигательной реакции, координационные способности, улучшают их эмоциональное состояние.
В зависимости от задач занятия упражнения с предметами могут быть включены в подготовительную, основную и заключительную части.
Основные положения и движения с мячом
Для упражнений и игр дети младшего школьного возраста могут использовать большие резиновые мячи (диаметром 18 – 20 см), маленькие резиновые (или теннисные) мячи, надувные мячи (волейбольные, футбольные, баскетбольные), а также набивные мячи весом 0,5 – 1,5 кг.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, следует отработать основные движения с мячом.
Мяч вниз. Основная стойка, мяч в руках (в руке) внизу.
Мяч вверх. Основная стойка (или ноги врозь), мяч в руках (в руке) вверху. Руки прямые.
Мяч вперед. Основная стойка, мяч в руках (в руке), вытянутых (-ой) вперед на уровне плеч. Ма-ленький мяч держать в ладони, обращенной вниз.
Мяч в сторону. Основная стойка, прямая рука с мячом отведена в сторону на уровне плеч ладонью книзу.
Мяч перед грудью. Стоя, ноги врозь, мяч в руках перед грудью. Локти разведены или опущены.
Наклон вперед, мяч вниз. При наклоне руки и ноги прямые. Пятки от пола не отрывать.
Присед, мяч вперед. Присед выполнять на носках. Прямые руки – на уровне плеч. Спину держать прямо.
Присед, мяч вниз. Присед выполнять на носках. Спину держать прямо.
Стойка на коленях, мяч вверх. Руки прямые. Мяч над головой. Спину держать прямо.
Упражнения с мячом на месте
И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 – 2 – подняться на носки, мяч вверх в обеих руках; 3 – 4 – опуститься на ступни, руки в стороны, мяч в левой руке.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу; 1 – 2 – мяч вверх, подняться на носки и потянуться; 3 – 4 – и.п. Когда мяч вверху, смотреть на него.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч внизу; 1 – наклон вперед, прогнуться, мяч вперед; 2 – и.п. При наклоне смотреть на мяч, ноги прямые.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу; 1 – мяч на грудь; 2 – мяч вверх, потянуться; 3 – мяч на грудь; 4 – мяч вниз. Когда мяч вверху, смотреть на него.
И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 – мах правой ногой вперед, мяч в левую руку под ногой; 2 – и.п., мяч в левой руке; 3 – 4 – то же с другой ноги.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу; 1 – присед, мяч вверх; 2 – и.п.
И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 – 2 – поворот туловища налево, мяч в левую руку; 3 – 4 – и.п., мяч в левой руке; 5 – 8 – то же в другую сторону.
При повороте рука, в которой лежит мяч,
неподвижна. Ноги с места не сдвигать.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч вверху; 1 – наклон вперед, мяч вниз; 2 – и.п. При наклоне ноги в коленях не сгибать.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч вверху; 1 – наклон вперед, положить мяч за ногами; 2 – выпрямиться, руки вверх; 3 – наклон вперед, взять мяч; 4 – и.п.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч за спиной; 1 – наклон вперед, прогнуться, мяч как можно выше. При наклоне голову не опускать, смотреть вперед; 2 – и.п.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч вверху. Наклоны в стороны. Выполнять с большой амплитудой. Руки прямые. Мяч держать над головой.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу; 1 – дугой влево мяч вверх и наклон туловища вправо, правую ногу в сторону на носок; 2 – выпрямиться, приставить правую ногу, дугой влево мяч вниз; 3 – 4 – то же в другую сторону.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу; 1 – выпад левой ногой вперед, прогнуться, мяч вверх; 2 – и.п.; 3 – выпад правой ногой вперед, прогнуться, мяч вверх; 4 – и.п.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу; 1 – выпад левой ногой в сторону, мяч вперед; 2 – и.п.; 3 – выпад правой ногой в сторону, мяч вперед; 4 – и.п. При выпаде в сторону руки прямые, смотреть на мяч. Спину держать прямо.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу сзади; 1 – выпад левой ногой вперед, мяч назад-вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же с другой ноги.
И.п. – стойка на коленях, мяч перед грудью; 1 – 2 – наклон назад, прогнуться, мяч вверх; 3 – 4 – и.п.
И.п. – стойка на коленях, мяч вверху; 1 – левую ногу в сторону на носок, наклон влево, мяч вверх, смотреть на него; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же в другую сторону.
И.п. – стойка на коленях, мяч вверху; 1 – 2 – садясь на пятки и поворачивая туловище направо, опустить мяч и коснуться им пола у правого носка; 3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону.
И.п. – сед, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 – поднять правую ногу, мяч под ней в левую руку; 2 – и.п., мяч в левой руке; 3 – 4 – то же с другой ноги.
И.п. – упор сидя, мяч между стопами. Сгибать и разгибать ноги, удерживая мяч стопами.
И.п. – сед, левая рука в сторону, правой опереться на мяч, лежащий справа на полу; 1 – 2 – поднять ноги, перекатить мяч под ногами влево; 3 – 4 – поймать мяч левой рукой, опустить ноги, правую руку в сторону; 5 – 8 – то же в другую сторону.
И.п. – лежа на спине, мяч между стопами; 1 – согнуть ноги, удерживая мяч стопами; 2 – и.п.
И.п. – лежа на животе, мяч в вытянутых вперед руках, на полу; 1 – 2 – мяч за голову, поднять плечи, прогнуться; 3 – 4 – и.п. Поднимая голову и плечи, ноги от пола не отрывать.
И.п. – лежа на спине, руки с мячом вверх; 1 – 2 – перекат влево (вправо) на живот, вытянуть руки с мячом вперед, прогнуться; 3 – 4 – и.п. Выполняя перекат, руками и мячом пола не касаться.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч в руках внизу; 1 – 3 –наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг левой ноги; 4 – и.п.; 5 – 8 – то же вокруг правой ноги. Ноги в коленях не сгибать.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу; 1 – 3 – наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг ног; 4 – взяв мяч, вернуться в и.п.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч внизу; 1 – 3 – наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг правой ноги, затем вокруг левой ноги (сделать восьмерку); 4 – и.п.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч перед грудью; 1 – с поворотом туловища направо ударить мячом об пол за правой ногой; 2 – поймать мяч и принять и.п.; 3 – 4 – то же в другую сторону. При поворотах ноги прямые, с места их не сдвигать.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу; 1 – 2 – мяч вверх, наклониться назад; 3 – отпустить мяч; 4 – быстро повернуться кругом и поймать мяч, отскочивший от пола.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч перед грудью. Высоко подбросить мяч, присесть и поймать его на уровне головы.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу. Высоко подбросить мяч, глубоко присесть, поймать мяч.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу. Высоко подбросить мяч и поймать его после поворота кругом.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч впереди. С силой бросить
мяч вниз и поймать его.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч за головой. Отклониться назад, подбросить мяч из-за головы и поймать его.
И.п. – левая нога впереди, правая сзади, мяч вверху. Бросок мяча в пол и ловля его после отскока от стены.
И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу перед ногами; 1 – прыжок вперед, ноги врозь на линию мяча; 2 – прыжок вперед, ноги вместе впереди мяча; 3 – прыжок назад, ноги врозь на линию мяча; 4 – прыжок назад, ноги вместе, и.п.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч перед грудью; 1 – прыжком ноги врозь, мяч вперед; 2 – прыжком в и.п.; 3 – прыжком ноги врозь мяч вверх; 4 – прыжком в и.п.
И.п. – стоя, ноги вместе, мяч внизу. Ходьба на месте со сменой положения мяча: на грудь, вверх, на грудь, вниз.
Броски мяча в парах:
обеими руками снизу вперед-вверх; и.п. – стоя, ноги врозь и слегка согнуты в коленях, мяч внизу. Выпрямляя туловище и ноги, бросить мяч вперед-вверх – партнеру. Затем мяч бросает партнер;
обеими руками от груди вперед-вверх; и.п. – стоя, ноги врозь и слегка согнуты в коленях, мяч на уровне груди, руки согнуты в локтевых суставах, пальцы обращены вперед-вверх. Быстро выпрямить руки и с силой бросить (толчком кистями) мяч. Одновременно с выпрямлением рук выпрямляются и ноги. Поймав мяч, партнер выполняет такой же бросок;
обеими руками из-за головы вперед-вверх; и. п. - стоя, ноги врозь, мяч вверху. Согнуть руки в локтевых суставах и, быстро разгибая их, выполнить бросок мяча вперед-вверх. Поймав мяч, партнер выполняет такой же бросок;
одной рукой от правого (левого) плеча; мяч держать одной рукой и поддерживать другой. Кисть с мячом около плеча (придерживать мяч другой рукой), мяч лежит на широко разведенных пальцах. Руки согнуты в локтевых суставах, туловище повернуто в сторону руки, бросающей мяч, ноги врозь, одна впереди (при броске правой рукой впереди левая нога). Бросающий смотрит в направлении броска. Бросок выполняется за счет поворота туловища, быстрого выпрямления руки и толчкового движения кисти. Одновременно с этим опускается рука, поддерживающая мяч. Вес тела во время броска переносится на впередистоящую ногу.
двумя руками из-за головы через сетку; и.п. – левая нога впереди, мяч вверху. Бросок выполняется за счет быстрого выпрямления рук, предварительно согнутых в локтевых суставах, и толчкового движения кистей;
одной рукой через сетку; и.п. – левая нога впереди, мяч вверху в согнутой правой руке. Бросок выполняется за счет быстрого разгибания руки, сопровождаемого движением кисти.
Ловля высоко летящего мяча. Руки поднять вперед-вверх навстречу мячу, пальцы развести. Поймав мяч, согнуть руки в локтевых суставах, чтобы смягчить удар мяча.
Ловля низко летящего мяча. Руки опустить вперед-вниз навстречу мячу, туловище наклонить вперед, ноги врозь и полусогнуты. Поймав мяч, еще больше опустить руки и наклонить туловище, чтобы смягчить удар мяча.
Ловля мяча, летящего на уровне груди. Выставить руки вперед навстречу мячу, пальцы развести. Поймав мяч, согнуть руки в локтевых суставах, чтобы мяч оказался перед грудью.
Передача мяча: в шеренге влево (вправо); по кругу влево (вправо). Передавать мяч, держа его обеими руками с боков, широко расставив пальцы.
Учащийся, принимающий мяч, берет его так: ближней к мячу рукой – сверху, дальней к мячу рукой – снизу.
Перекатывание мяча вперед и назад. Перекатывание мяча от шеренги к шеренге выполняется в наклоне плавным толчковым движением обеих рук или одной руки. Ударять по мячу нельзя.
Упражнения с мячом в движении
И.п. – стоя, мяч перед грудью. Ходьба: шаг правой ногой – мяч вверх, шаг левой ногой – мяч на грудь.
И.п. – стоя, мяч перед грудью. Ходьба: шаг правой ногой вперед, шаг левой ногой – мяч перед грудью.
И.п. – стоя, мяч перед грудью. Ходьба: шаг правой ногой – мяч вверх, шаг левой ногой – мяч за голову.
И.п. – стоя, мяч вверху. Ходьба с отведением рук назад на каждый шаг.
И.п. – стоя, мяч за спиной. Ходьба с отведением мяча назад-вверх на каждый шаг. Подниматься на носки. Руки прямые.
И.п. – стоя, мяч за спиной. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением мяча назад-вверх на каждый шаг.
И.п. – стоя, мяч вверху. Ходьба с наклонами туловища в стороны на каждый шаг.
И.п. – стоя, мяч впереди. Ходьба выпадами с поворотом туловища в стороны (скручивание).
И.п. – стоя, мяч перед собой. Ходьба с высоким подниманием бедра. Касаться коленом мяча.
Гимнастическая скамейка применяется для выполнения общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять у скамейки, на скамейке, со скамейкой. При выполнении упражнений у скамейки и на скамейке, она играет роль небольшого возвышения для увеличения амплитуды движений. В упражнениях со скамейкой она является отягощением и снарядом который можно поднимать и опускать.
При проведении упражнений, с использованием гимнастической скамейки занимающихся делят на группы по 8-12 человек, и располагают их по обе стороны в шахматном порядке или через одного лицом в разные стороны, чтобы исключить опрокидывание скамейки или её непредусмотренные движения. При выполнении упражнения, со скамейкой занимающиеся располагаются, как правило, по одну сторону от неё.
Варианты проведения ОРУ с гимнастическими скамейками
Передвижения
1. Ходьба ноги врозь, скамейка между ногами; то же спиной вперед.
2. Ходьба на носах по скамейке, руки в стороны, к плечам, за голову.
3. Ходьба, наступая (и выпрямляя) одной на скамейку; то же другой.
4. Ходьба скрестными шагами, скамейка между ногами.
5. Ходьба прямыми ногами в упоре стоя ноги врозь, опираясь руками о скамейку.
6. Передвижение в сторону в упоре лежа продольно.
7. То же с поворотом кругом через упор лежа сзади.
8. Прыжки в сторону-вперед, одна нога на скамейке, другая на полу.
9. То же, через скамейку толчком двумя, с промежуточными прыжками и без них.
10. Бег ноги врозь, скамейка между ногами; тоже спиной вперед.
11. То же, наступая одной ногой на скамейку.
Упр. 1 . И.п. - стоя продольно на расстоянии шага от скамейки, руки назад.
1 встать одной ногой на скамейку, другую назад, руки вверх;
3-4 - то же другой ногой;
Упр. 2 . И.п. - стоя ноги врозь поперек, руки в стороны, скамейка между ногами.
1-2 - сесть на скамейку, взяться сзади и сед ноги врозь;
Упр. 3 . И п. - сед, ноги врозь поперек, руки вверх.
1 - наклон влево, левой рукой коснуться пола;
3-4 - то же в другую сторону.
Упр. 4 . И.п. - сед ноги врозь поперек.
1 -2 - перемах левой вправо через голову партнера;
5-8 - то же другой ногой в другую сторону;
Упр. 5. И.п. - упор лежа на скамейке продольно.
1 - поворот туловища влево, левую руку в сторону;
3-4 - то же в другую сторону;
5 - согнуться;
6 - прогнуться;
7-8 - повторить счет 5-6.
Упр. 6. И.п. - стоя на скамейке поперек, руки на пояс
1-2 - прыжок ноги врозь на пол, пружиня ногами;
3-4 - то же, ноги вместе, на скамейку.
Упражнения на гимнастической стенке способствуют решению задачи всех частей урока. Конструктивные особенности этого снаряда при выполнении упражнений позволяют точно фиксировать исходные и конечные положения тела или его отдельных звеньев, а, следовательно, дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.
Упражнения могут выполняться в простых и смешанных висах, в смешанных упорах индивидуально и в парах, в одну или несколько смен. При работе в несколько смен, в качестве дополнительного вида, можно добавить упражнения на гимнастической скамейке. Причём упражнения должны выполняться в том же темпе и ритме что и на стенке.
Среди разнообразных средств, повышающих физическую и волевую подготовленность юношей, особого внимания заслуживают упражнения с отягощениями. В своей работе в качестве отягощений для занятий общей физической подготовкой на уроке я использую гимнастические скамейки. Главное отличие этих упражнений от других в том, что ребята выполняют их группами, что способствует развитию чувства коллективизма и помощи товарищам. Упражнения с гимнастической скамейкой позволяют воздействовать на различные группы мышц: рук, плечевого пояса, живота, спины, ног и др. Они улучшают подвижность в суставах, гибкость позвоночника. Весомые аргументы в пользу данных упражнений – их доступность, эмоциональность, необходимость действовать сплочённо, согласованно, что, конечно способствует улучшению дисциплины на уроке. В использовании упражнений с гимнастической скамейкой есть своя специфика – их выполняют только фронтальным способом. Занимающиеся разбиваются на группы по 4-6 человек, причём, необходимо чтобы в каждой группе были ребята примерно одинакового роста и одинаковой физической подготовленности. Расстояние между группами должно быть безопасным для одновременного выполнения упражнений. Дополнительную страховку при выполнении упражнений осуществляют помощники. Перед выполнением каждого упражнения я всегда объясняю особенности коллективных действий в нем и предупреждаю, чем чревато пренебрежение правилами техники безопасности. В ходе выполнения серий упражнений я соблюдаю основные дидактические принципы: идти от простого к сложному, чередовать работу одних мышечных групп с отдыхом других. Я не стремлюсь к слишком большой плотности занятий, после нескольких упражнений с отягощениями я даю ребятам дыхательные упражнения и на расслабление. Перед данными упражнения всегда проводится разминка, для того чтобы подготовить организм к работе с отягощениями. Иногда, для учащихся старших курсов, я даю данные упражнения специально на фоне утомления – для развития волевых качеств.
Упражнение 1 (рис.1):
И.п.- стоя ноги врозь правым боком к скамейке
1-взять скамейку левой рукой за дальний край хватом сверху, правой за ближний край хватом снизу;
2-поднять скамейку вверх на прямые руки;
3 - руки согнуть;
4 - руки выпрямить.
Повторить10-12 раз. Упражнение требует особой осторожности, руки следует сгибать не до конца, чтобы не задеть голову.
Упражнение 2 (рис. 2).
3 - мах левой ногой в сторону;
4 -приставить левую;
5 - мах правой ногой в сторону;
6 -приставить правую.
Повторить 8-12 раз.
Упражнение 3 (рис. 3).
И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;
3 - наклон влево;
4 - выпрямиться;
5 - наклон вправо;
6 - выпрямиться.
Повторить 8-12 раз. Вариант: выполняя упражнение, можно делать не по одному, а по два-три пружинящих наклона.
Упражнение 4 (рис. 4).
3 -опустить скамейку влево - вниз до уровня пояса, держать 3 сек.;
Повторить 6-8 раз.
Упражнение 5 (рис. 5).
И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;
3 - руки согнуть;
4 - руки вперед;
5 - руки назад;
Повторить 8-12 раз.
Упражнение 6 (рис. 6).
И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;
3 - наклонив голову вперед, положить скамейку на плечи (положение грузчика);
4 - поднять скамейку вверх на прямые руки.
Повторить 6-8 раз. Упражнение требует максимальной синхронности движений, четкости выполнения команд.
Упражнение 7 (рис. 7).
И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;
3 - опустить скамейку на правое плечо;
5 - опустить скамейку на левое плечо;
6 - поднять скамейку вверх на прямые руки.
Повторить 10-12 раз.
Упражнение 8 (рис. 8).
И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;
3 -медленно присесть;
4 - медленно встать.
Повторить10-12 раз. Обращать внимание на синхронность движений.
Упражнение 9 (рис. 9).
И. п., 1, 2 - то же, что в упр. 1;
3 - поочередно по команде “Подтянись!” в каждой группе из виса стоя подтягиваются учащиеся под номерами 3 и 4.
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 10.
И. п., 1, 2 то же, что в упр. 1;
3 - опустить скамейку с противоположной (левой)стороны;
4 - поднять скамейку вверх на прямые руки;
5 -опустить скамейку с правой стороны;
6 -поднять скамейку вверх на прямые руки.
Повторить4-5 раз в каждую сторону. Упражнение можно выполнять стоя на другой скамейке.
Упражнение 11 (рис. 10).
И. п., 1, 2 -то же, что в упр. 1;
3 - медленно опуская руки, положить скамейку на голову;
4 - присесть;
5- ходьба вперед в приседе 10-20 м.
Упражнение 12 (рис. 11).
Продвижение по залу шагом, бегом со скамейкой на правом (левом) плече.
Упражнение 13 (рис. 12).
И. п.- стоя ноги врозь перед скамейкой.
1,2- присев, продеть руки между верхней и нижней рейками скамейки хватом снизу за дальний край;
3 - встать, скамейка на прямых руках;
4 - руки согнуть;
5 - руки выпрямить, скамейка на вытянутых руках;
6 - руки согнуть.
Повторить 8-10раз.
Упражнение 14 (рис. 13).
И. п.- лежа на спине на гимнастических матах головой к скамейке.
1- продеть руки между верхней и нижней рейками скамейки хватом сверху обеими руками за дальний край скамейки;
2 - не отрывая ног от пола, скамейку медленно поднять и плавно опустить на бедра;
3- обратным движением осторожно поставить скамейку на пол.
Повторить 6-8 раз. Упражнение помогает преодолевать чувство страха. При выполнении упражнения особенно необходимы сосредоточенность каждого занимающегося и согласованность движений.
Упражнение 15 (рис. 14).
И. п.- лежа на спине на гимнастических матах ногами к скамейке.
1 продеть обе ноги между верхней и нижней рейками скамейки;
2,3 - скамейку медленно приподнять над полом;
4,5 - плавно опуская ноги, поставить скамейку на пол.
Повторить 8-10 раз. Упражнение выполнять обязательно со страховкой.
ОРУ на гимнастической скамейке
1- сед ноги врозь;
2 - сед углом (держать 3-4 сек.);
3 - упор лежа сзади (3-4 сек.);
4- сед углом;
5 - сед ноги врозь.
Серию повторить 3-4 раза.
1- упор лежа руки на скамейке;
2 - сгибание и разгибание рук (5-10 раз);
3 - сгибание и прогибание туловища в упоре лежа (3-4 раза);
4 - упор присев ноги на полу;
5 -упор лежа.
Серию повторить 2-3 раза.
1 - сед на скамейке;
2 - сед углом (держать 3-4 сек);
3 - упор лежа сзади (руки на скамейке, ноги на полу);
4 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади (3-6 раз);
5 - сед на скамейке.
Серию повторить 3-4 раза
1 - упор лежа на скамейке (держать 3-4 сек.);
2 - упор стоя на одном, колене (3 сек.);
3 - то же на другом колене;
4 - упор лежа.
Серию повторить 2-3 раза.