Натягивание переправы полиспаст. Конспект занятия для школьников «Техника навесной переправы через реку. Меры обеспечения безопасности. Основные узлы. "Три орлиных пера"

Раздел 5. Техническое обеспечение переправ

§ 3.5.1. Навесная переправа

Из носимых с собой средств для организации переправы группы необходимо и достаточно иметь основную веревку толщиной от 8 до 12 мм и материалы, необходимые для обеспечения положительной плавучести одного из участников группы (разведчика).

Прежде всего, необходимо выбрать удобное место для наведения переправы. В том случае, если скорость течения реки не превышает 1 м/с, переправа организуется в любом месте реки, где есть возможность натянуть веревку с берега на берег с точкой ухода, превышающей точку прихода на противоположном берегу на 2-3 м. Это позволит переправляющимся сэкономить время и силы, а при наличии у каждого переправляющегося ролика сократить общее время переправы в несколько раз.

Если же скорость течения реки превышает 1 м/с, то переправа разведчика организуется на повороте реки, где течение поможет разведчику, закрепленному веревкой на исходном берегу маятником приблизиться к противоположному берегу (рис.5.1).

Рис. 5.1 Схема организации переправы через реку с быстрым течением

Затем необходимо подготовить к плаву или переходу (если река мелкая) разведчика, обеспечив ему положительную плавучесть (спасательный жилет или дополнительные поплавки, закрепленные на нем) и надежно закрепив на нем страховочный конец основной веревки. При этом второй конец основной веревки, пропущенный через карабин, закрепляется на точке фиксации маятника. Далее, под контролем страхующего, разведчик входит в воду, переправляется на противоположный берег реки и закрепляет конец основной веревки, находящийся у него на заранее оговоренную точку крепления - дерево, камень и т.п. После этого на исходном берегу оборудуется точка ухода группы, к которой натягивается переправочная веревка, закрепленная разведчиком на противоположном берегу, и крепится способом, обеспечивающим ее сброс с берега, на который переправляется группа.

Оборудование точки ухода группы включает в себя два этапа:

1. Натягивание веревки и закрепление ее на сброс . Простым натягиванием выбирается слабина веревки. Затем, с помощью полиспаста, всеми силами группы производится натяжение основной веревки (п олиспаст - грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью; позволяет получить выигрыш в силе; простейший способ устройства полиспаста с помощью карабинов и основной веревки иллюстрируется фоторядом 5.2 ).

Способ устройства полиспаста

Затем руководитель группы (инструктор) закрепляет натягиваемую веревку способом, обеспечивающим ее сброс (сдергивание) за собой. Порядок крепления веревки «на сдергивание» иллюстрирует фоторяд 5.3.

Порядок крепления веревки «на сдергивание»

2. Собственно переправа . Второй переправляющийся подготавливается к переправке аналогично разведчику. К нему закрепляется веревка, длина которой вдвое превышает ширину переправы. Далее, он, перебирая руками по натянутой через реку веревке, переправляется на другой берег, отвязывает вторую веревку от себя и удерживает ее вместе с разведчиком на своей стороне. На исходном берегу руководитель группы на середине второй веревки вяжет петлю узлом проводника, которая обеспечит надежное крепление очередного переправляющегося и скольжение его по первой натянутой веревке или крепление одежды и снаряжение группы для переправы по натянутой веревке без контакта с водой. По команде руководителя группы очередной переправляющийся входит в воду, а первые двое переправившихся выбиранием свободной веревки помогают ему переправиться на свой берег. Таким образом переправляется вся группа. Последним переправляется руководитель группы, привязав конец второй веревки к колышку или петле самосброса. Затем группа рывком второй веревки сбрасывает и собирает за собой переправу.

§ 3.5.2. Переправа валкой дерева

Переправа валкой дерева (рис. 5.4) применяется при необходимости преодолеть реку от 13 до 18 метров шириной группой до 50 человек.

Для этого выбирается дерево, растущее не далее 5-ти метров от уреза воды, и валится в сторону реки так, чтобы обеспечить переход группы по стволу дерева на другой берег (порода дерева значения не имеет).

Порядок работы подгруппы наведения переправы:

  • со стороны направления валки у намеченного дерева выбирается клин (рис.5.4-1), длина которого немного (на 5-10%) превышает радиус выбранного дерева; место выборки клина должно находиться как можно ближе к земле;
  • со стороны обратной направлению валки намеченного дерева делается косой пропил сверху вниз (рис.5.4-2);
  • при необходимости дерево подталкивается в нужном направлении шестом (рис.5.4-3). Важно! Необходимо помнить, что именно правильно выбранный клин и правильно выполненный косой пропил обеспечивают нужное направление валки дерева.


1 – клин;
2 – косой (второй) пропил;
3 – шест

При валке дерева предпочтительнее пользоваться пилой, поскольку в этом случае выборка и рез получаются более точными и минимизируется демаскирующий фактор.

§ 3.5.3. Изготовление легкой каркасной лодки для скрытного преодоления водной преграды

Переправа с помощью легкой каркасной лодки или рамного поплавкового плота применяется при температуре воды ниже 16°С, и ширине водной преграды более 200 метров.

Каркасная лодка обтягивается либо двумя общевойсковыми защитными комплектами, либо любым другим водонепроницаемым материалом (тент-палатка прямоугольной формы, полиэтиленовая пленка, брезент и т.д.). Следует отметить, что это плавсредство обладает рядом неоспоримых преимуществ, а именно:

  • возможностью изготовления на значительном удалении от водной преграды и переноски даже одним человеком на значительные расстояния;
  • требует наличие минимального набора инструментов и материалов;
  • высокую относительно других плавсредств, скорость движения на воде.

Понятно, что указанные факторы имеют особое значение для разведчиков, действующих в тылу противника.

Ниже приведен алгоритм изготовления легкой каркасной лодки.


Рис. 5.5 Элементы набора каркаса лодки

1. форштевень (деревянная или стальная балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль );
2. ахтерштевень (задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль );
3. килевой брус;
4. мидель-шпангоут (поперечное ребро корпуса судна, расположенное на половине длины );
5. носовой шпангоут;
6. кормовой шпангоут;
7. первая пара стрингеров (стрингер - продольный элемент конструкции каркаса судна );
8. вторая пара стрингеров;
9. промежуточные пары стрингеров;
10. пары стрингеров дна;
11. набор дна;
12. пара планшерных стрингеров


Рис. 5.6 Материалы, необходимые для изготовления легкой каркасной лодки

Для изготовления легкой каркасной лодки необходимы следующие материалы:

  1. одна тент-палатка размером 3х3 метра или два ОЗК (отметим, что правильно изготовленная лодка, обтянутая двумя ОЗК 2-го и 3-го номеров, поднимает 2-х бойцов с оружием и снаряжением; 4-го и 5-го номеров, - 3-х бойцов с оружием и снаряжением);
  2. капроновая нить толщиной 0,8-1,0 мм общей длиной около 180 м (вариант: четыре 9-ти метровых парашютных стропы из шнура ШТКП-150, распущенные на сердцевину и оплетки);
  3. 20 относительно ровных прутьев любых пород деревьев длиной от 2-х до 3,5 метров, из которых четыре имеют толщину в основании 2,5-3,5 см, остальные – 1,5-2,0 см.


Рис. 5.7 Размерение килевого бруса для лодки из ОЗК

Два ОЗК складываются нижними полами друг к другу с перехлестом 25-30 см. Длина килевого бруса должна быть при этом на ширину ладони больше, чем расстояние от вершины одного капюшона до другого.


Рис. 5.8 Размерение килевого бруса для лодки из тента-палатки или другого покрытия

Длина килевого бруса должна быть на ширину ладони больше, чем длина тента-палатки, либо куска пленки и т.п.


Рис. 5.9 Размерение мидель-шпангоута

Длина мидель-шпангоута должна быть равной длине нижней кромке ОЗК.


Рис. 5.10 Приспособление для выгибания килевого бруса и шпангоутов

Верхнее бревно конструкции должно иметь диаметр около 30-35 см, диаметр нижнего бревна значения не имеет. Расстояние между бревнами – 4-5 см.

Выемка на конце килевого бруса и временная петля для удерживания изгиба форштевня

Процесс выгибания и фиксации изгиба форштевня (ахтерштевня) килевого бруса или шпангоута


Рис. 5.11 Распределение шпангоутов по килевому брусу

Расстояние между миделем и крайними (носовым и кормовым) шпангоутами должно составлять ¼ длины килевого бруса. Для ОЗК: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину двух ладоней. Для тента-палатки: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину одной ладони (по три пальца с каждой стороны).


Рис. 5.12 Привязывание шпангоута к килевому брусу узлом для крепления конструкций


Рис. 5.13 Общий вид килевого бруса с закрепленными на нем шпангоутами

Крепление первой пары стрингеров, определяющих положение шпангоутов по отношению к килевому брусу (под 90° в горизонтальной плоскости)

При креплении стрингеров необходимо добиваться максимально симметричного их изгиба относительно килевого бруса.


Рис. 5.14 Выборка выемок на толстых концах пары стрингеров, определяющих вертикальное положение шпангоутов по отношению к килевому брусу для крепления к форштевню (ахтерштевню)

Выемки выбираются для обеспечения прочного удержания изгиба штевней от разгибания после снятия временных стягивающих петель.


Рис. 5.15 Общий вид каркаса лодки с двумя первыми парами стрингеров


Рис. 5.16 Выборка выемок на толстых концах пары планшерных (верхних) стрингеров, определяющих общий обвод верхней части корпуса лодки

Расстояние между парой планшерных и второй парой стрингеров составляет примерно ширину двух ладоней.


Рис. 5.17 Общий вид готового каркаса лодки

Промежутки между первой, второй и третьей парами стрингеров заполняются промежуточными стрингерами, которые крепятся толстыми концами с выбранными выемками к ахтерштевню. Затем от первой пары стрингеров по направлению к килевому брусу крепится 3-4 пары стрингеров на расстоянии 3-4 пальцев друг от друга, также, в свою очередь, крепящиеся толстыми концами поочередно к разноименным штевням.

Завершающим этапом сборки каркаса лодки является перекрытие дна прямыми прутьями, расположенными параллельно килевому брусу на расстоянии 3-х пальцев друг от друга (прутья привязываются только к шпангоутам), опирающиеся своими концами на последнюю пару стрингеров изнутри. Необходимо помнить, что снаружи штевней крепится только пара планшерных стрингеров и находящаяся под ними пара промежуточных стрингеров. Остальные стрингера вяжутся к штевням изнутри.

Временные петли фиксации изгибов шпангоутов и штевней снимаются. Все выступающие сучки и неровности сглаживаются острым ножом. Необходимо помнить, что узлы, фиксирующие все соединения делаются изнутри каркаса лодки, чтобы на них не протиралось используемое обтягивающее покрытие.


Рис. 5.18 Общий вид готового каркаса лодки и приспособлений для герметизации соединения двух ОЗК

1. прутья длиной на 2-3 ладони меньше длины миделя (прутья должны подбираться так, чтобы разница диаметров концов была минимальной); 2. шнур; 3. воротки со шнуром фиксации.

Накрытие каркаса лодки ОЗК

Каркас лодки со стороны форштевня накрывается ОЗК, нижняя кромка которого подгибается по линии, параллельной мидель-шпангоуту, не доходящей до него 2-3 см. Далее, каркас лодки со стороны ахтерштевня накрывается вторым ОЗК, нижняя кромка которого накрывает подогнутую кромку первого ОЗК. Затем кромки ОЗК выравниваются.


Рис. 5.19 Подготовка приспособлений для герметизации соединения ОЗК

Рис. 5.21 Герметизации соединения ОЗК (продолжение)

Затем привязанный к обоим концам мидель-шпангоута шнур вкладывается в углубления между прутьями. Далее воротки вставляются на одну треть своей длины под шнур на расстояниях 10 см от мест привязки его к концам мидель-шпангоута. По общей команде выполняются несколько синхронных поворотов воротков для вдавливания шнура между прутьями по всей длине герметизируемого соединения. При этом необходимо, чтобы соединение проходило над мидель-шпангоутом. Вращать воротки необходимо, слегка оттянув их на себя, не допуская «зажевывания» ткани скруткой. Добившись плотного вдавливания шнура между прутьями, длинные концы воротков крепятся шнурами фиксации к концам мидель-шпангоутов в районе соединения мидель-шпангоута с планшерной парой стрингеров.


Рис. 5.22 Фиксация кромки ОЗК по планширной паре стрингеров

Капюшоны обоих ОЗК одновременно натягиваются на штевни и фиксируются на них либо одним оборотом шлевки регулировки капюшона с использованием двукольчатой пряжки, либо отдельным куском шнура. Затем верхние углы полочек ОЗК подтягиваются к планшерной паре стрингеров с помощью шнура, который не режет их резиновые петли (обычно - это оплетка парашютной стропы).

Рукава ОЗК как можно ровнее натягиваются в сторону центра лодки и фиксируются перегибом через планшерную пару за промежуточную пару стрингеров. Далее кромки полочек обоих ОЗК фиксируются за промежуточную пару перегибом через планшерную пару стрингеров. Обтяжка каркаса лодки завершена.


Рис. 5.23 Изготовление и крепление весел

Для изготовления весел используются двухметровые рогатки, максимально равномерно расходящиеся от оси весла. Пространство между рогатками закрывается чехлом саперной лопатки или другими доступными материалами (например, обрезанной с двух сторон 2-х литровой пластиковой бутылкой). Крепятся весла куском шнура длиной 60-80 см, сложенным вдвое и захлестнутым давящей петлей вокруг соединения планшерного стрингера и мидель-шпангоута.


Рис. 5.24 Подготовка к обтягиванию каркаса лодки тентом-палаткой (либо другим подобным материалом)

Обтягивание лодки желательно проводить в четыре руки. Для этого необходимо взять углы тента, свести их вместе, затем, переложив углы в одну руку, второй рукой подтянуть середину к концу штевней. Далее, сделав аккуратную складку нахлестом углов друг на друга, завести углы тента внутрь лодки вокруг штевня и зафиксировать их к стрингерам; равномерно подтянуть край тента к планшерной паре стрингеров.

Следует отметить, что при обтягивании каркаса различными материалами возможны импровизации.

Лодка, обтянутая тентом-палаткой с веслами и вложенным кариматом


Рис. 5.25 Общий вид легких каркасных лодок

Форсирование водной преграды с помощью легких каркасных лодок

Навесная переправа

Переправа по натянутой веревке. Организуется над оврагом, каньоном, ледниковой трещиной, горной рекой или др. препятствием. Навесные переправы различаются на горизонтальные, наклонные, круто наклонные, навесные переправы с большим провисом (эллиптическая) и др.

Жестко натянутая, горизонтальная переправа

1. На переправе допускается натяжение только двойной веревки.

2. Навесная переправа крепится на надежных опорах (деревья, бетонные и металлические сваи, судейские опорные петли из двойной веревки и др.), специальными узлами (см. Узлы переправы).

3. Расстояние между опорами, как правило, не превышает 20 - 40 м.

4. Над командной переправой, над горной рекой или на высоте более 3 м над твердой поверхностью, параллельно натягиваются двойные судейские перила.

5. На переправах, короче 10 м между опорами, над медленной водой или на малой высоте (меньше 3 м) допускается натяжение одинарной веревки.

6. Первый участник переправляется по условиям этапа (лазанием, вброд или по судейской навесной переправе). Командная страховка участника должна соответствовать способу переправы.

7. Натяжение переправы осуществляется полиспастом или др. способом, до величины, необходимой для удобной и безопасной переправы участников. При этом:

а). Должно исключаться слишком большое, более 300 кГ на веревку, натяжение и нагрузка не более 300 кГ на скальный крюк (при креплении переправы на скальных крючьях). Контроль натяжения осуществляется командой и судьями независимо, по способу малых отклонений (см. Контроль натяжения). При натяжении переправы более ограничения переправа участников запрещается и требуется повторная натяжка переправы.

б). При недостаточном натяжении переправы, и захлестывании переправляющегося участника водным потоком (при касании участника воды или ее условного уровня), по условиям этапа, под штрафом (касание воды) разрешается переправа участников или требуется возвращение участника на исходный берег и повторное натяжение переправы. В последнем случае штраф не ставится.

в). Недостаточное натяжение переправы над оврагом, каньоном, ледовой трещиной, приводящее к глубокому провису участника и большому уклону переправы у берегов, на участке спуска и подъема, на исходном и целевом берегу, требует страховки участника как на наклонной переправе, через карабин или восьмерку пункта.

8. Переправа участников по навесной переправе

а) Участники команды переправляются без рюкзаков и др. грузов, на блоке или каретке с блокирующей самостраховкой. Допускается подвеска участника на одном страховочном карабине с закрытой муфтой. Карабин должен быть ориентирован грузовой осью вертикально, плоскостью перпендикулярно веревке переправы.

б) При необходимости (условия этапа) участники обеспечиваются дополнительной самостраховкой на судейские перила.

в) Участники обеспечивается веревкой сопровождения, с исходного или целевого берега. Веревка пристегивается к передней, грудной точке их ЛСС.

г) Участники переправляется по переправе головой вперед движения.

9. Порядок пристегивания к переправе:

а) С полки или крутого берега. Участник перестегивается на переправу с перил берега (накопительных или подводящих). Не отстегиваясь от перил берега, участник пристегивает к себе веревку сопровождения и пристегивается к переправе блокирующей самостраховкой. При наличии над переправой судейских перил он пристегивается к ним второй самостраховкой (или отдельной судейской самостраховкой). Подвешивается на переправе на блоке или каретке и отстегивается от берега.

б) На безопасной площадке участник пристегивается сначала к веревке сопровождения с исходного берега. Затем он пристегивает к переправе короткую самостраховку, затем подвешивается на переправе на блоке или каретке.

Если сопровождение обеспечивается с противоположного берега, сначала к переправе пристегивается короткая самостраховка, затем участник пристегивается к сопровождению, затем подвешивается на блоке или каретке.

в) Последний участник, находясь на берегу (по условию А или Б), до пристегивания к переправе обеспечивает систему ее дистанционного снятия. Веревку снятия переправы он аккуратно укладывает на берегу, а ее свободный конец пристегивает к концу веревки сопровождения с целевого берега. Затем он пристегивается к переправе короткой самостраховкой, пристегивает к себе веревку сопровождения и, пристегнутую к ней веревку снятия переправы. Затем он подвешивается на переправе на блоке или каретке и переправляется. Участники на сопровождении могут подтягивать его по переправе.

10. Порядок отстегивания от переправы: Отстежка участников от переправы происходит в обратном порядке.

а) На полке или крутом склоне участник сначала пристегивается свободной самостраховкой к перилам берега. Затем, в любой последовательности он отстегивается от перил и сопровождения.

б) На безопасной площадке он сначала снимается с блока (каретки). Затем, не отстегиваясь от переправы самостраховкой, отстегивается от сопровождения с противоположного берега. Затем отстегивается от переправы.

Если сопровождение обеспечивалось с этого же берега, оно отстегивается в последнюю очередь.

Следует помнить, что даже на безопасной площадке веревка сопровождения с противоположного берега переправы может представлять опасность для непристрахованного участника и сдернуть его в опасную зону.

11. Переправа грузов:

а) Рюкзаки и грузы транспортируются по переправе отдельно, на блоке, каретке или скользящем карабине, тягой веревки с противоположного берега. Допускается подвеска на один блок от одного до трех рюкзаков.

б) Лыжи и лыжные палки (в лыжном виде ТМ) переправляются в общей упаковке, связанные репшнуром, с подвеской на двух карабинах, на концах упаковки.

12. Снятие переправы

а) Снятие с дерева карабинной удавки крепления переправы

Последний участник на исходном берегу к проводнику карабинной удавки пристегивает конец вытягивающей веревки. Другой ее конец переправляется на противоположный берег. Длина веревки должна быть не короче переправы.

После переправы последнего участника крепление переправы на целевом берегу развязывается, и карабинная удавка снимается дистанционно вытягивающей веревкой.

б) Снятие переправы с помощью крючьевых сбрасывателей

При креплении переправы на скальных крючьях, чтобы не оставлять на них карабины, распределяющая нагрузку петля крепится на крючьях крюкосбрасывателями (см. Снаряжение). Последний участник к каждому крюкосбрасывателю пристегивает оттяжку от конца сдергивающей веревки, другой конец которой переправляется на целевой берег. При расслаблении переправы сдергивающая веревка опрокидывает крюкосбрасыватели с крючьев, и переправа вытягивается на берег. Чтобы тройник с карабинами и крюкосбрасывателями не утонул и не зацепился за дно, к нему привязывается пустая 5-10 литровая емкость.

в) Снятие переправы с помощью петельного сбрасывателя

На опоре, на которой из-за большого трения, возможности заклинивания веревки и по др. причинам, нежелательно применять карабинную удавку, на ней применяется петельный сбрасыватель (см. Снаряжение). При переправе основной группы и грузов сбрасыватель блокируется карабином.

Последний участник снимает блокировку и пристегивает к сбрасывателю сдергивающую веревку, конец которой переправляется на целевой берег. При расслаблении переправы сдергивающая веревка опрокидывает крюк сбрасывателя с петли, и она сдергивается с опоры.

Судейская навесная переправа команды

Обычно применяется на дистанциях низкого и среднего класса. Все участники команды переправляются по судейской навесной переправе из двойной веревки. Принципы страховки, сопровождения и транспортировки грузов как на командной навесной переправе.

Судейская навесная переправа личного первенства

Навешивается из двойной веревки на надежных опорах. При переправе команды исключаются: переправа первого вброд или лазанием и манипуляции по натяжению и снятию переправы. СНП обычно применяется на дистанциях низкого и среднего класса.

На переправе исключается командная страховка и сопровождение (при необходимости обеспечиваются судьями).

Груз (рюкзак или лыжи) участник переправляет по переправе за собой, с подвеской на отдельном блоке, карабине или каретке. Груз пристегивается к беседке участника отрезком веревки 1-1,5м. Транспортируемый по переправе груз нельзя пристегивать к груди участника.

Наклонная навесная переправа спуска

Наклонной считается переправа, когда груз или участник с подвеской на карабине или блоке ускоренно скатывается вниз. При подвеске на карабине скатывание происходит при крутизне более 15°, на блоке или каретке при крутизне ок. 10°. На соревнованиях различаются: Наклонной переправа считается, когда, придерживаясь за не руками в защитных рукавицах, участник обеспечивает регулируемый спуск. На двойной веревке это возможно при крутизне до 40°.

1. Все участники, находящиеся на верхней рабочей площадке, должны находиться на страховке или самостраховке. Рабочая площадка отделяется от безопасной судейской маркировкой.

2. На безопасной площадке участники не работают с переправой (не выдают веревку, не страхуют, не обеспечивают ее натяжение и т.п.).

Перенос конца ННП производится первым участником, по условиям этапа.

5. Спуск по переправе производится на беседочном карабине, вперед и вниз ногами, с торможением за веревку переправы руками в защитных рукавицах.

6. Страховка спускающегося участника, включая последнего, обеспечивается через карабин верхнего пункта, участником на самостраховке. Из нижнего пункта обеспечивается его сопровождение и подтяжка.

7. Отстежка от переправы на нижней площадке производится, как на горизонтальной НП.

8. Переправа грузов производится с торможением веревкой из верхнего пункта и подтягиванием второй веревкой к нижнему. Тяжелый груз может тормозиться через карабин пункта. Если груз гарантированно докатывается до нижнего берега, допускается его спуск без сопровождения.

9. Лыжи и лыжные палки подвешивается к переправе, связанные в пакет, за его центр тяжести, на карабине, поперек веревки переправы. Он спускается с торможением веревкой через карабин верхней площадки участником в защитных рукавицах, и тягой другой веревки с нижней площадки.

Наклонная переправа спуска в личном первенстве

Применяется судейская наклонная переправа. Отличие переправы участников состоит в отсутствии командной страховки и сопровождения (при необходимости судейские) и в транспортировке грузов.

1. Груз скатывается по переправе отдельно от участника, на блоке или карабине, так, чтобы гарантированно достичь нижней площадки.

2. Груз может транспортироваться на отдельном блоке или карабине, ниже участника, пристегнутый к его беседке отрезком веревки 1-1,5 м.

3. Если участник с грузом оказывается в яме провиса переправы, ниже целевого берега, и ему необходимо выходить по веревке переправы вверх, он должен перестегнуть груз, чтобы транспортировать его за собой или подтянуть его затем отдельной веревкой, после подъема на целевой берег.

4. При транспортировке лыж и лыжных палок они связываются в пакет и подвешиваются за центр тяжести пакета поперек переправы, на беседке участника (чтобы не поранить его концами) или на карабине выше участника.

5. Ледорубы или др. колющее снаряжение подвешиваются к переправе карабином, выше участника. Они не должны отставать от участника на спуске.

Крутонаклонная переправа спуска

Переправа с наклоном от 40 до 60° (при большей крутизне называется вертикально натянутой веревкой). При крутизне переправы более 50° допускается ее натяжение руками, без полиспаста и др. устройств. Допускается применение одинарной веревки.

На КНП участник, особенно с грузом, не может обеспечить регулируемый спуск торможением руками. Техника спуска принципиально отличается от техники НП.

1. Требования верхней площадки как для наклонной переправы.

2. Перенос конца ННП производится первым участником, по условиям этапа.

3. Техника натяжения и снятия переправы как для выше описанной, горизонтальной переправы.

4. Подстежка к переправе на верхней площадке осуществляется только с перил (подводящих, радиальных или накопительных).

5. Спуск по переправе производится на беседочном карабине, вперед и вниз ногами, с торможением за веревку переправы руками в защитных рукавицах, с торможением страховочной веревкой из верхнего пункта.

Допускается спуск участников на восьмерке или др. устройстве по, параллельной к переправе, свободно висящей веревке. При этом, карабин короткой самостраховки участник пристегивает к переправе.

6. Страховка обеспечивается через восьмерку пункта или с Z-образным охватом двух карабинов верхнего пункта, с суммарным охватом не менее 270°.

Страховка последнего участника обеспечивается через карабин верхнего пункта и карабин нижнего, с суммарным охватом карабинов, не менее 270° или через беседочную восьмерку участника стоящего на самостраховке.

7. Отстегивание участника от переправы на нижней площадке производится, как на горизонтальной НП.

8. Спуск грузов производится с торможением веревкой через карабин верхнего пункта. Тяжелый груз может тормозиться через восьмерку пункта.

9. Лыжи и лыжные палки подвешивается, как на наклонной переправе (см. выше). Торможение пакета производится веревкой через карабин верхней площадки участником в защитных рукавицах.

10. Веревка спуска на восьмерке, при обеспечении двухсторонней страховки, может верхним концом пристегивается к карабинной удавке переправы, как веревка ее дистанционного снятия.

Крутонаклонная переправа спуска личного первенства

1*. Участники спускаются по переправе с верхней судейской страховкой или с фиксирующей самостраховкой (по условиям этапа).

2*. Участники спускаются на восьмерке или др. устройстве по, параллельной к переправе, свободно висящей веревке, судейской или командной. При этом, карабин его короткой самостраховки пристегивается к переправе.

3*. При спуске с грузом, он подвешивается под участником, на беседке, с подстраховкой коротким отрезком веревки с карабином к переправе.

4*. Допускается (по условиям этапа) спускать груз по переправе отдельной веревкой или веревкой спуска, до спуска участника.

5*. Лыжи и лыжные палки связываются в пакет и подвешиваются за центр тяжести пакета, горизонтально, на беседке участника (чтобы не пораниться). Такой пакет допускается спускать по переправе на карабине, дополнительной веревкой или концом веревки спуска, до спуска участника.

Отличается от НПС тем, что участники не спускаются, а поднимаются по переправе.

1. Первый участник переправляется и поднимается на верхнюю площадку переправы установленным условиями этапа способом.

2. Остальные участники поднимаются по переправе с верхней командной страховкой, с подвеской на карабине или блоке, с короткой самостраховкой, головой вверх, в сторону подъема. Допускается помощь тягой за страховочную веревку, если тягу осуществляет не страхующий участник. Допускается помощь тягой страхующим участником, если страховка имеет фиксирующий элемент на верхней площадке.

3. Грузы по переправе вытягиваются отдельно.

Наклонная переправа на подъем (в личном первенстве)

Отличается от предыдущей тем, что переправляются одиночные участники.

1*. При крутизне переправы более 20° участники обеспечиваются верхней судейской страховкой.

2*. Грузы по транспортируются за участником.

Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П - Ш категорий сложности.

Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

· основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

· основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

· основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

· не менее восьми карабинов;

· блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;

· две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);

· каска, спасжилет;

· спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.

Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой.

Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

· наименьшая ширина реки;

· надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

· небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

· достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

· возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы.

При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:

· личная страховочная система;

· спасжилет.

Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.

Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.

1. Перетягивание грузовой и транспортировочной веревок через реку

Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку веревками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы веревок.

Если река широкая и не удается перебросить веревку через нее, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной веревки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску веревку на свой берег.

Когда конец транспортировочной веревки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной веревке вяжется петля проводника. На конце грузовой веревки вяжется узел "восьмерка". Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой веревки.

Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа "праща" (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.

2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу

Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надежность и возможность развязывания под нагрузкой. При креплении веревки за дерево используются узды: "удавка", "простой штык" со "шлагом", "рыбацкий штык". При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется "простой штык" (рис. 6).

При вязке узлов типа "штык" необходима их надежная страховка контрольными узлами. Узел "булинь", предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надежности узла "удавка":

применяется только для вязки вокруг дерева;

диаметр дерева но менее 20 см;

количество перехлестов не менее трех;

все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.

Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца веревки должна составлять не менее 2 м.

Конец транспортировочной веревки закрепляется на противоположном берегу узлом "карабинная удавка" вокруг какой-либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе веревки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.

3. Подготовка искусственных опор для грузовой веревки

В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой веревки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закрепленную на скальном участке тремя крючьями.

Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь. Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из бревен и засыпать ее камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы. Такие опоры устанавливались в свое время на всесоюзных семинарах пешеходного туризма для переправы через р. Китой. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.

4. Подготовка полиспаста

Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3-4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры. При вязке петель используют узел встречный "восьмеркой" с клиновидной деревянной закладкой.

Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между веревкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю - один.

Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлей опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой.

Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.

Таким образом, получается полиспаст, который теоретически дает выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы. Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.

Грузовая веревка

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.

При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.

После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел "восьмерка" с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.

Вместо "восьмерки" можно использовать узел "карабинный полубулинь" (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надежность этого узла при нагрузках до 1000 кг.

Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой веревки и опоры.

Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабине грузовой веревки узлом "восьмерка".

Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой веревки.

При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности: поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой; при натягивании грузовой веревки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.

Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком. Посередине транспортировочной веревки вяжется узел "проводник", петля которого вставляется в этот карабин. Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой" веревке к противоположному берегу (рис. 9).

Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах.

Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.

Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстегивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной веревкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.

Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной веревки. Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки. Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой веревки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.

Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристегиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и свободный конец грузовой веревки во время его движения по переправе и последующего вытягивания веревок с противоположного берега.

При малом превышении точек закрепления грузовой веревки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлестыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжелого участника недопустимы спешка и лихачество. Как только турист начнет касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной веревки на исходный берег. Точку закрепления грузовой веревки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под нее, а степень натяжки грузовой веревки увеличивают.

В случае значительного наклона грузовой веревки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной веревки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой веревки, захлестыванию тяжелых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.

Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.

После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки. Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.

Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника.

Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

Техника Пешеходного туризма (ТПТ)

Необходимые узлы

Очень крепкий узел, никогда не развяжется сам, не нужны контрольные узлы. В полученную петлю защёлкивается карабин.

Узел, очень надёжный, не затягивается как петля. Используется для вытягивания людей, обвязывая вокруг груди. Сначала делается петля, в неё просовывают 2-ой конец, и затем петлю вытягивают вместе со вторым концом верёвки. Узел напоминает треугольник. Для закрепления вяжется контрольный узел.

Используется для страховки: кольцо обматывают вокруг верёвки 2 раза, в петлю защёлкивается карабин.

Навесная переправа

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

· основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

· основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

· основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

· не менее восьми карабинов;

· две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

· наименьшая ширина реки;

· надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

· небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

· достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

· возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

Главное условие прохождения этапа: переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево. Наиболее типичная ошибка – отсутствие и прекращение страховки и самостраховки.

Скаутские патенты

Тренога 2 этажа

Умывальник

Стол

Кухня

Знаки на дороге

Следы животных

Испытания

"Три орлиных пера"

Проверить свою волю, выдержку, свой дух и тело.
Соблюдать:
-"обет одиночества" - провести сутки в лесу одному,
-"обет молчания" - сутки не разговаривать ни с кем,
-"обет голодания" - сутки не принимать приготовленной пищи, только на "подножном корме" - ягоды, травы, съедобные дикие плоды.
СРОК: не более 3 суток подряд в одном лагере /стоянке/.

Для того чтобы перейти реку вброд нужно четко знать все правила безопасности, так как опрометчивое поведение может привести к серьезным последствиям. Пересекать реку впервые нужно в присутствии инструктора, так как почерпнуть всю важную информацию только из литературы, не прибегая к практике, не получится. Все тонкости и подробности организации переправ вы узнаете, прочитав эту статью.

Перед тем как организовать переправу через реку, нужно правильно оценить ситуацию для того чтобы подобрать подходящий способ, а также сделать выводы об эффективности такой затеи. Как известно, неразрешимых задач нет, но иногда правильным вариантом будет выбор обходного пути.

Что нужно знать перед переправой через реку

Часто вовремя - раздельно походов, особенно в горной местности, на маршрутах путешественников туристов встречаются реки, которые могут стать серьезной преградой для неподготовленного человека. Для организации переправы через реку сперва нужно оценить ее по четырем критерием:

  • ширина;
  • глубина;
  • поверхность дна;
  • течение.

Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе. В случае с горной рекой критерии имеют еще большее значение, так как они могут заметно изменятся (мягкий знак) в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и т.д.).

Внимание! Переходить реку в брод с сильным течение (таким считается течение со скоростью более 3 м/с) не безопасно. В этом случае от переправы стоит отказаться.

Проведем измерения

Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнение: V=S/T. В уравнении V - скорость течения, S - путь, пройденный объектом, и T - время, за которое объект прошел этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоем. Для этого нужно:

  • вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии S друг от друга;
  • сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;
  • засечь время T за которое объект преодолеет участок отмерянного пути S.

Формула для расчета скорость течения

Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Если водная преграда не очень широкая, достаточно будет вооружится веткой максимально доступной длины, которую можно найти неподалеку. После, прощупав дно в нескольких местах, найти максимальный результат, изучив границу увлажненного участка ветки. Также этот метод позволит узнать и поверхность дна, благодаря остаткам песка или другого вещества на конце палки. В случаях, когда ширина реки не позволяет замерять глубину с берега нужно будет ориентироваться по визуальным показателям. К примеру, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности будет означать мель. Спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра (практически штиль) сообщает о большой глубине. Обычно такое поведение характерно для русла реки с глубиной 2-3 метра.

Способ измерения ширины реки

Если вы не часто берете свою лазерную рулетку собой в поход, то перед вами станет вопрос о том, как узнать расстояние до другого берега, то есть ширину реки. Для этого есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно. Способ основывается на пропорциональном изменении угла поля зрения и расстояния. Для организации таких измерений нужно:

  • подобрать травинку или тонкую прямую ветку;
  • выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек);
  • взять ветку или травинку и на вытянутых руках (постоянно следите за этим) расположить ее таким образом, чтобы ее концы визуально касались условных точек (выбранных объектов);
  • сломав ветку максимально ровно пополам, взять ее таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на ее концах.
  • измерять расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия.

Это расстояние и будет шириной реки. Основываясь на таких данных можно просчитать нужное количество материалов для организации переправы, к примеру, при помощи бревен.

Как узнать ширину реки

Способом можно воспользоваться и в другом порядке, использовав изначально сложенную вдвое травинку и подходя к реке развернуть ее в полный размер.

Способы переправы через реку

Переправа вброд через реку является наиболее распространенным вариантом пересечения водных объектов, но для ее выполнения также, как и для других способов, понадобится небольшая подготовка в целях безопасности. Конечно же такой вариант возможен только если глубина не будет превышать полу метра для горных рек или немного более этого для рек с меньшим течением. Для осуществления переправы вброд нужно подобрать место, где река разливается наиболее широко. Для перехода нужно оснаститься прочной опорой (палкой), длиной около 2,5-х метров (выше вашего роста с вытянутой рукой), которая способна выдержать ваш вес. Опора выполняет несколько ролей:

  • помогает удержать равновесие;
  • позволяет прощупать дно на шаг вперед.

Найти идеальные условия для переправы через реку удается редко, так как идти долгое время вдоль русла - утомительное занятие. Переходить вброд в опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора ставится против течения. Если же шест будет упираться в дно по течение, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведет к потере равновесия. Во время групповой переправы используется несколько методов для обеспечения дополнительной безопасности. Наиболее простой вариант, когда за первого участника, имеющего опору, держится второй. Роль второго участника удерживать первого за бедра с упором, создавая дополнительное давление на дно. При переходе реки по одному, используется трос, которым закрепляться первый участник. Надежно закрепив трос на человека, веревка под углом обхватывается за дерево, что позволяет получить большее сопротивление. По мере преодоления реки, участники, находящиеся на берегу, понемногу добавляют длину троса.

Внимание! Старайтесь держать трос в натянутом состоянии, это предотвратит его попадание в воду. В реке плохо натянутый трос может зацепится за камни или другие преграды.

Переход реки вброд со страховочными тросами

Участник, дошедший до противоположного берега первым, сможет зацепить трос за дерево или другую опору. Сделав таким образом канатный поручень, придерживаясь за него, остальные путешественники смогут безопасно перебраться на другой берег. Для еще большей безопасности с поручнем могут использоваться карабины.

Навесная переправа через реку

Также после того, как группе удастся переправить одного из участников на противоположный берег можно будет организовать навесную переправу через реку. Существует два вида навесных переправ, которые можно разделить по признаку перехода:

  • вертикальный (участники держаться за верхнюю веревку, стоя при этом на нижней);
  • горизонтальный (здесь также присутствует две веревки, но в качестве опоры используется лишь одна, вторая может служить для переправки грузов или в критических ситуациях - пострадавших).

Пример навесной переправы для вертикального перемещения

При переходе по навесным переправам часто используются карабины. Организация вертикальной переправы без карабина не возможна, так как нижняя веревка при помощи него крепится к верхней. Если с переправой в вертикальном положение все очевидно и для ее организации достаточно надежно закрепить концы веревок на деверьях при помощи любого узла, к примеру восьмерки, и натянуть конструкцию, то в случае с горизонтальным, где присутствует транспортировочный трос, все будет немного сложнее. Нижняя веревка здесь не испытывает какого-либо натяжения, а используется для передвижения грузов. Верхний канат должен быть максимально натянут, за него и цепляется карабин, прикрепленный к проводнику (узел) на подвижном тросе.

Схема построения навесной переправы

Как выбраться из болота

Путешествие по болотистой местности - не лучший вариант развлечения. Но, если ситуация не оставляет вам выбор, нужно обязательно знать, что делать. Стоит понимать, что идти по болоту невозможно. С каждым шагом оно будет засасывать вас все глубже и глубже, и любые необдуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Существует один действенный вариант как выбраться из болота. Ступая в топь, вооружитесь палкой выше своего роста. В случае попадания в болота не пытайтесь идти по дну, его там нет. Положите палку в горизонтальное положение, сместите свой вес и обопритесь о нее. После этого нужно приложить максимум усилий на палку, не делая лишних движений ногами. Подтягиваться таким образом весьма затруднительно, но это единственный вариант, который позволит выбраться из болота. Подтягиваясь вы перемещаете свой корпус с каждым усилием все выше, до тех пор, пока не окажитесь ближе к поверхности болота. На этом этапе площадь соприкосновения с поверхностью станет максимальной, и вы сможете удерживаться на поверхности. Оказавшись на поверхности, нужно ползти по-пластунски, пока не доберетесь до берега.

В болотистой местности как нигде, желательно находится в группе, так как ваш спутник, находясь еще на твердой земле, сможет помочь вам выбраться, протянув палку или даже просто руку.

Будь это переход реки вброд или внезапно возникшее на вашем пути болото, всегда нужно быть подготовленным, так как всего несколько простых правил безопасности позволят сохранить жизнь. Также стоит помнить, что путешествия в одиночку или же группой неопытных участников не лучшая затея.

В заключение смотрите видео о переправе через реку полиспаст: