Методика обучения приему мяча снизу в волейболе. Прием мяча снизу в волейболе. совершенствования техники приема мяча снизу с подачи

В этой статье мы разберем прием мяча - важнейший элемент, необходимый для приема подачи противника.

В современном волейболе невозможно обойтись без умения принимать мяч: снизу и сверху.

Нижний прием используется для:

  • Приема
  • Защитных действий в поле
  • Вынужденного - передачи на удар партнеру.
  • Вынужденного направления мяча на сторону противника - последний, третий, удар.
  • Паса в

Нижний прием подачи

Прием - это первый шаг для нападения. При помощи грамотного приема нужно дать высокий четкий пас в третий номер на расстояние 1-го метра от . Далее третий номер дает пас нападающему игроку.

Элементы приема:

При скорости подачи мяча в профессиональном волейболе более чем 30 м/сек. и времени самого полета менее 0,5 секунды у принимающего просто нет времени на перемещение. В таком случае принимать приходится поворотом корпуса и платформы приема.

Прием нападающего удара

Элементы приема:

  • Готовность . Как только нападающий прыгает на удар, либеро готовится принимать мяч в предполагаемом месте. Ноги параллельно друг другу и согнуты в коленях. Голова приподнята, спина пряма. Следим за рукой нападающего, а после удара - за мячом.
  • Обработка мяча . Держим зрительный контакт с мячом. Не делаем встречного движения - просто подставляем руки для приема. Сила удара поглощается отведением рук чуть назад при приеме мяча.
  • Точка контакта с мячом - низко от пола и подальше от корпуса.

Если мяч летит не в руки, то прием осуществляется разворотом платформы.


Распространенные ошибки

Хороший нижний прием - сложная штука, как бы просто это ни выглядело со стороны. Распространенными ошибками являются:

  • Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
  • Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
  • Отсутствие работы ногами - при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
  • Неплотно прилегающие друг к другу руки.

Верхний прием

Редко профессионалы используют верхний прием подачи и нападающего удара, т.к. мяч летит с такой силой и скоростью, что успеть принять и проконтролировать его можно только нижним приемом.

Но любители очень часто принимают мяч сверху. Элементы такого приема:


Главный нюанс здесь - стараться полностью обхватить мяч пальцами. Тогда мы сможем полностью контролировать его траекторию.

Скорость и направление мяча определяется силой разгибанием локтей и активностью работы пальцев.

Распространенные ошибки верхнего приема


Видео

Игра в волейбол — это работа с мячом, где основные правила — не удерживать мяч в руках, не дать ему коснуться пола или улететь за пределы площадки. Для того, чтобы при атаке направить мяч в нужную сторону нужному игроку, используются разные техники приёма и передачи мяча. Чем более точно передаётся мяч атакующему игроку или в нужный сектор, тем больше шансов удачно завершить матч.

Техники приёма мяча

В волейболе используются следующие основные техники приёма мяча:

  • Приём мяча снизу двумя руками.
  • Приём мяча сверху двумя руками.
  • Приём мяча снизу одной рукой с последующим падением.
  • Приём мяча сверху двумя руками с последующим падением.

Приём мяча сверху двумя руками

Это основной приём в волейболе, позволяющий наиболее точно направить мяч товарищу по команде.

Принцип верхней передачи мяча состоит в действиях:

  • Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд и вверх руками, согнутыми в локтях.
  • Во время приёма мяча кисти поворачиваются ладонями вверх, пальцами друг к другу.
  • Подача принимается чуть напряжёнными пальцами кистей, плотно охватывающими мяч. Приём мяча происходит на уровне лица.
  • Для выталкивания мяча в нужном направлении происходит распрямление коленных, локтевых и запястных суставов.

Приём мяча снизу двумя руками

Приём мяча снизу осуществляется тогда, когда он летит настолько низко, что верхней передачей его не получится принять.

Техника нижнего приёма мяча двумя руками выполняется следующим образом:

  • Волейболист перемещается к месту приёма мяча, присев на одно колено и выставив вторую ногу вперёд для торможения. Вес тела переносится вперёд, на стоящую ногу. Руки направлены параллельно полу и сомкнуты кистями, большие пальцы плотно прижаты друг к другу.
  • Мяч принимается движением сомкнутых кистей вперёд-вверх, приседая под мяч. Мяч принимается основанием больших пальцев, ближе к запястному суставу. Локти при этом должны быть выпрямлены.

Такой точности передачи, как при верхней передаче мяча, добиться сложно, но дальность его полёта выше.

Приём мяча одной рукой снизу с последующим падением

Способ применяется для того, чтобы принять далёкий мяч, если никаким другим способом уже не достать.

Техника выполнения приёма:

  • Игрок делает выпад в сторону, с которой летит мяч. При этом выставляется вперёд нога, которая находится со стоны мяча.
  • Рука отводится назад и готовится к приёму мяча кистью с согнутыми пальцами.
  • После удара производится падение в стону выпада. Плечи подворачиваются, и осуществляется перекат через плечо.


Приём мяча сверху двумя руками с последующим падением на спину

Применяется чаще всего, когда игрок не успевает принять мяч двумя руками сверху. Техника исполнения приёма:

  • Исходная позиция схожа с предыдущим способом: игрок перемещается ближе к мячу и делает выпад одной ногой в направлении мяча.
  • Руки готовятся принять мяч, по технике приёма двумя руками.
  • После приёма мяча равновесие неизбежно смещается назад, поэтому совершается падение назад на ягодицы с перекатом на спину.

Неопытным игрокам важно заранее отдельно отработать

Целями организации и проведения занятий волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихсяк систематическим занятиям физическими упражнениями. Для организации и проведения занятий по волейболу_школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, котораяможет устанавливаться на разной высоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №401

Методическая разработка

на тему:

«Методика обучения технике приема и передачи

мяча снизу двумя руками

в волейболе»

Разработчик:

Максимова Татьяна Анатольевна

учитель физической культуры

педагог дополнительного образования

педагог-организатор спортивной направленности

Санкт-Петербург

2015

Проработав несколько лет учителем физкультуры, педагогом дополнительного образования, педагогом-организатором по спортивной работе, подробно рассматривая трудности и ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я рекомендую упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их.

Особенности методики обучения приёмов мяча

Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры , ее популяризация и приобщение учащихсяк систематическим занятиям физическими упражнениями . Для организации и проведения занятий по волейболу

школа должна иметь соответствующую материальную базу : игровую площадку , а также необходимый инвентарь : волейбольные мячи , волейбольную сетку , котораяможет устанавливаться на разной высоте .

Приём мяча снизу двумя руками

Фото с сайта www.shutterstock.com

Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия . Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническимэлементам игры , формированию умений и навыков , необходимых для волейбола .

Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников . Задачинеобходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части . В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач , которыепредстоит реализовать на следующих занятиях . Следует помнить , что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3 - 4 задачи . При этом очень важноразграничить основные и второстепенные задачи , реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся . Для созданиянаиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности :

Общее ознакомление с игровым приемом .

Выполнение игрового приема в упрощенных условиях .

Изучение технического приема в условиях , приближенных к игровым .

Совершенствование игрового приема в групповых упражнениях и игре .

При подборе упражнения следует избегать однообразия , а при выполнении – большого количества повторений . Рекомендуемые задания должны постоянновидоизменяться , дополняться другими . Интерес к занятиям будет выше , если использовать соревновательную форму проведения урока : «Кто больше выполнитпередач ? » , «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе ? » – и т . д .

Таким образом , только правильно организованный учебный процесс , систематическое проведение комплекса мероприятий , направленных на предупреждениетравматизма , позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования .

1. Техника приема мяча снизу двумя руками

Прием подачи чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира так обычно принимают подачу. На рис. 1 показано положение игрока, принимающего мяч с подачи этим способом. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь передвигать возможное направление подачи и своевременно выйти на удобную позицию для приема.

1. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой – игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

2. Подготовительные упражнения

Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальный этапподготовки . В группе этих упражнений (подготовительных ) входят следующие :

∙ Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах , круговые движения кистями . То же , но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены )

∙ Из упора стоя у стены , одновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах : ладони располагаются на стене пальцами вверх , в стороны , вниз , пальцы сомкнуты или расставлены .

∙ Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой .

∙ В упоре лежа передвижения на руках по кругу , носки ног на месте .

∙ Передвижение в упоре лежа , ноги удерживает партнер (для мальчиков ).

∙ Из упора присев , разгибаясь вперед - вверх , перейти в упор лежа .

∙ Броски набивного мяча (вес 1 кг ) снизу двумя руками в стену , после отражения от стены подставить руки (положение приема снизу ).

∙ То же в парах , расстояние – 3-4 м .

Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный ) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м .

∙ То же , но ускорение вправо , влево , спиной вперед .

То же , но приставными шагами лицом , правым , левым боком , спиной вперед .

Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей , руки прямые .

Броски набивного мяча (1 кг ) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу . Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля .

В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийсяобъект , что очень важно при приеме подачи .

Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически , даже тогда , когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол . Послеопределенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом . Вначале применяют подводящие упражнения .

3. Подводящие упражнения

В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ

Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

а,б,в - правильно, г, д, е - с ошибками

рис. 2

То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.

Стойки игрока

Различают высокую , среднюю и низкую стойки , которые различаются положением ног , рук , туловища , углом между бедром и голенью . Высокая стойкаприменяется для разбега , выполнения нападающего удара и блокирования ; средняя – для выполнения передач ; низкая – для игры в защите .

Возможные ошибки

ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях ;

руки опущены ;

чрезмерный наклон вперед .

поочередное выполнение стоек на месте ;

принятие той или иной стойки по сигналу учителя ;

принятие различных стоек после выполнения каких - либо заданий ;

подвижная игра «Воробьи и вороны» , где исходными положениями являются стойки волейболиста ;

перемещения по площадке в стойке волейболиста ;

имитация различных стоек у зеркала .

Прием мяча снизу двумя руками .

Приём мяча снизу относится к технике защиты . Данный приём выполняют двумя и одной рукой . При обучении приёма мяча снизу двумя руками учительзаостряет внимание уч - ся на своевременном выходе под мяч . После перемещения к месту встречи с мячом игрок вместе с последним стопорящим шагом левой ногивыносит вперед руки , вытянутые и слегка напряженные , кисти соединены вместе . Ноги согнуты в коленях , туловище несколько наклонено вперед . Рукирасполагаются перпендикулярно траектории полета мяча . Вес тела переносится на впереди стоящую ногу . Прием производится в широком выпаде движением руквперед вверх .

При приближении мяча , встречное движение начинают ногами , руки включаются в работу несколько позже . Прием мяча производится на нижнюю частьпредплечья . Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча . Не должно быть и большого встречного движения рук вперед вверх .

Упражнения для обучения приему мяча снизу .

Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения .

Сделать выпад правой (левой ) ногой вперед , взять прямыми руками набивной мяч (вес 1 кг .) и не сгибая рук , бросить мяч вверх .

То же , что и упр . 2, но выполнить после бега вперед и остановки .

В парах . Броски набивного мяча снизу двумя . Обратить внимание , чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч .

Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения .

«Жонглирование» мячом непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками .

Передача снизу

Используется при приеме подач , при игре в защите , при перебивании мячей через сетку .

Возможные ошибки

несвоевременный выход к мячу ;

неправильное положение и движение рук ;

несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча ;

отсутствие согласованности в движении рук , туловища и ног .

имитационные движения для уточнения положения рук , одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног ;

в парах : один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение , а тот возвращает его нижней передачей ;

удар о пол мячом , затем перемещение и нижняя передача партнеру ;

выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте , в движении ;

прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки .

подвижные игры : «Мяч в воздухе» , «Мяч капитану» .

Передача мяча двумя руками снизу

Передача мяча двумя руками снизу - элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании через сетку мячей, далеко летящих за пределы площадки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом .

Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встречное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначительно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18-20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном положении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгибания ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

Целесообразно включать прием мяча двумя руками снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навык в этом упражнении.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу осуществляется параллельно с усовершенствованием передачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в зависимости от обстановки.

Передача мяча на месте

1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч передающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

2. Передача мяча партнеру с выпадом в стороны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится принять мяч на нижнюю часть параллельно расположенных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выполнения выпада к падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно передают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

4. Прием и передача мячей, летящих с различной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно передают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и относительно медленном смещении рук вперед-вверх при увеличении скорости полета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать скорость полета мяча за счет амортизации, когда в момент приема мяча туловище несколько приподнимается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5-2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с ударом о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на необходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая нога разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу.

7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 1 в зону 3 .

9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зоны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по невысокой траектории - 0,5-1 м над сеткой.

Игроки в колоннах располагаются в зонах 4, водящие - в зонах 3.

Передача мяча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6 .

Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в зонах 6. Передача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6 .

Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колоннах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3-4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3 . Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

Передача мяча после перемещений

1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже находился в исходном положении.

2. Учащиеся располагаются в парах на расстоянии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или передачей мяч направляется партнеру на 1,5-2 м от него.

Учащиеся в колонне располагаются в зоне 6,. учитель с мячом в зоне 3. Учитель несильным ударом направляет мяч в зону 5 или 1. Учащиеся поочередно после перемещения в сторону принимают мяч и передают его в зону 3. Учитель с мячом стоит на стуле в зоне 3 с одной стороны сетки, учащиеся построены в колонну в зоне 6 - с другой.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собой , в стороны и за голову на месте

1. Ознакомление с исходным положением перед выполнением передачи мяча двумя руками снизу .

2. Упражнение в парах . Из исходного положения бросок мяча партнеру . Занимающиеся должны выполнять упражнение согласованным разгибанием ног и туловища , а также движением рук вперед - вверх .

3. Упражнение в парах . Один занимающийся набрасывает мяч партнеру на предплечья выставленных вперед - вниз прямых рук , тот ударом снизу отбивает его вобратном направлении .

4. То же , что и упр . 3, но мяч партнер не добрасывает , бросает левее или правее на 0,5 м от занимающегося , который вначале должен выполнить выпад или приставной шаг в сторону , а потом подбить мяч . Руки в момент удара в локтевых суставах не сгибают .

5. Передача мяча двумя руками снизу в парах . Расстояние между 4 м .

6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налево . Перед передачей занимающийся должен принять исходное положение , повернуться лицом в направлении передачи и расположиться так , чтобы мяч можно было принять перед собой .

7. То же , что и упр . 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом 90 ° .

8. Упражнение в парах . Бросок мяча за голову . Перед броском занимающийся делает выпад вперед и , прогнувшись , прямыми руками посылает мяч за голову напартнера .

9. Передача мяча за голову . Трое занимающихся располагаются в колонну по одному . Крайний набрасывает мяч среднему , а тот ударом двумя руками снизупосылает мяч за голову на партнера .

10. Упражнение в парах . Передача мяча двумя руками снизу через сетку .

Обучение передачам мяча двумя руками снизу после перемещений

вперед , в стороны и назад

1. Упражнение в парах . Один занимающийся не добрасывает мяч партнеру , бросает левее , правее , за голову ; другой выбегает под мяч , принимает исходноеположение и ловит мяч , а затем имитирует передачу . Руки выпрямлены . Ноги и туловище разгибают одновременно с движением рук .

2. То же , что и упр . 1, но занимающийся , выйдя под мяч , подбивает его двумя руками снизу , направляя на партнера . В момент удара руки не должны сгибаться влоктевых суставах .

3. Занимающиеся в колонне по одному . Тренер не добрасывает мяч на 1 - 1,5 м , занимающийся выбегает вперед и ударом двумя руками снизу возвращает ему мячпо средней траектории .

4. Трое занимающихся с мячами располагаются в зоне нападения с интервалом 2,5 м . Остальные построены в колонну по одному в зоне 5, откуда поочередновыбегают вперед и подбивают наброшенный им мяч , а затем перемещаются вправо и подбивают мяч , наброшенный другим , и т . д .

5. То же , что и упр . 4, но построены в зоне 1 и перемещаются влево .

6. Занимающиеся располагаются в шеренге на линии нападения лицом к сетке . Тренер из зоны 3 набрасывает мяч за голову первому занимающемуся , которыйпосле перемещения назад подбивает мяч двумя руками снизу , направляя его тренеру . Обучающимся необходимо быстро переместиться назад так , чтобы до удараруками по мячу находиться в устойчивом положении

7. Встречная передача мяча через сетку в колоннах .

8. То же , что и упр . 4, но мяч не добрасывается и перебивается через сетку .

9. Передача мяча двумя руками снизу в зону 2 после перемещения из зоны 6 в зону 1.

Обучение приему мяча после подачи

1. Упражнение в парах . Один занимающийся с расстояния 7 - 8 м несильным ударом направляет мяч по средней траектории на партнера , который принимает его . Если мяч летит выше пояса , то занимающийся принимает его двумя руками сверху , если ниже -двумя руками снизу .

2. То же , что и упр . 1, но расстояние между занимающимися 10 - 11 м .

3. Упражнение в тройках . Двое занимающихся с расстояния 9 - 10 м поочередно подают мяч на третьего . При подаче мяча партнером снизу принимающий передает его двумя руками сверху , при верхней подаче принимающий передает мяч двумя руками снизу .

4. То же , что и упр . 3, но мячи подают через сетку с расстояния 6 - 7 м от нее .

Обучение приему мяча после подачи

1. Занимающиеся располагаются на одной половине площадки (рассредоточено , независимо от зоны ), тренер с мячом - на противоположной - за лицевой линией . Тренер имитирует различные способы подачи , занимающиеся внимательно следят за его действиями и в зависимости от способа подачи (по заранее установленному заданию ) выполняют шаг вперед , назад , в стороны .

2. Трое занимающихся располагаются в зонах 1, 6 и 5, остальные поочередно подают мяч . После приема мяч направляют в зону 3.

3. То же , что и упр . 2, но мяч после приема направляют в зону 2.

4. То же , что и упр . 2, но мяч после приема направляют в зону 4.

Список литературы:

1. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. – М: 1982 стр.43-79

2. Волейбол «У истоков мастерства» Ю.Д.Железняк, В.А. Кунянский

Москва 1998г

3. Волейбол « Путь к победе» Я. Мацудайра, Н. Икеда, М Сайто

М «ФиС» 1999

4. Волейбол «Внеурочная деятельность учащихся» Г.А. Колодницкий В.С.Кузнецов И.В. Маслов Москва 2011г

5. Назаренко Л.Д. На занятиях с волейболистами-старшеклассниками /Л.Д. Назаренко // Физическая культура в школе.2005. - № 2. с. 43-46

6. Гончарова Е.Д. Урок волейбола по методу круговой тренировки /Е.Д. Гончарова// Физическая культура в школе.2004. - № 6. с. 23-26

7. Железняк Ю.Д. Обучение техники приема подачи в волейболе

Физическая культура в школе.2004. - № 7. с. 29-34


Когда игроки принимают мяч от противника или игрока по команде, принято говорить о технике приема мяча. Когда мяч направляется партнеру по команде для последующей атаки, говорят о технике передачи мяча. Однако прием и передача мяча тесно связаны между собой и не отличаются друг от друга принципиально, как, например, нападающий удар и блокирование. По сути прием и передача — единое действие, суть которого — изменить направление полета мяча на такое, которое обеспечит максимальную вероятность выигрыша очка.

Главная задача при приеме мяча не дать мячу коснуться площадки. В свою очередь главная задача при передаче, точно направить его нападающему игроку для завершения атаки. Исходя из этого прием мяча является защитным действием, а передача — атакующим.

В игре бывают ситуации, когда мяч после приема сразу направляется для нападающего удара. Однако в реальных играх такое встречается довольно редко.

От успешного освоения приема и передачи мяча во многом зависит овладение навыками игры в волейбол в целом. Поэтому этим приемам необходимо уделять основное внимание в начале обучения и совершенствовать навыки защитных действий и второй передачи.

В данной статье описаны следующие способы приема и передачи мяча:

  • верхняя передача двумя руками
  • прием мяча снизу двумя руками
  • прием мяча сверху двумя руками с последующим падением
  • прием мяча снизу одной рукой с последующим падением

Верхняя передача мяча. От успешного освоения верхней передачи во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхней передачи начинается с первых занятий и совершенствуется на всех последующих, за исключением занятий по общей физической подготовке.
Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только эта передача обеспечивает наиболее точную передачу мяча. Не овладев техникой верхней передачей, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в игре.На рисунке ниже показаны основные положения волейболиста при верхней передаче мяча.

Верхняя передача мяча

Основой правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:

  • Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди.
  • Туловище находится в вертикальном положении
  • руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях

Собственно обработка мяча:

  • руки соприкасаются с мячом на уровне лица над головой
  • кисти находятся в положении тыльного сгибания
  • пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку (положения б, в на рисунке)
  • основная нагрузка при передаче падает преимущественно на указательные и средние пальцы
  • ноги и руки выпрямляются
  • разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев, мячу придается нужное направление (положения г, д на рисунке).

В зависимости от полета мяча верхняя передача может выполняется в средней или низкой стойках.

Прием мяча снизу двумя руками. По времени обучения прием мяча снизу уступает обучению верхней передаче, однако это не менее важный элемент в подготовке волейболистов. Прием снизу применяется в случаях, когда принять мяч сверху уже нельзя, например, у самой сетки или когда остается одно касание, а игрок движется к мячу, находясь спиной к сетке.


На рисунке показано, как правильно выполнять прием мяча снизу. Игрок выбегает к месту прима мяча. Одна нога (положение а) выставляется вперед с целью остановить движение тела по инерции, руки уже готовы для приема мяча. Вес тела переходит на впереди стоящую ногу, руки выпрямлены, кисти сомкнуты (положения б, в).

Для такого приема характерно «подседание под мяч» (положения г, д). Прием производится движением рук вперед-вверх, навстречу мячу.

В момент приема, руки выпрямлены в локтевых суставах, кисти слегка опущены вниз, точка касания мяча приходится на предплечья у лучезапястных суставов. При приеме мяча на кисти (кулаки) трудно добиться точности полета мяча. В момент касания руки не должны сгибаться в локтях.

Прием мяча сверху двумя руками с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

Когда игрок не может выполнить прием мяча сверху в низкой стойке, он выполняет его с последующим падением. На рисунке выше изображены основы техники приема мяча сверху с падением. После перемещения к точке приема, делается выпад по направлению к мячу. Вес тела переносится на ногу, которой был сделан выпад. Падение происходит в сторону выпада, при резком подведении плеч под мяч, падение может произойти на ягодицы с перекатом через спину.
Падение при этом приеме, неизбежно т.к. центр тяжести тела находится за точкой опоры.

Этот способ применяется, для того, чтобы достать далекий мяч, когда невозможно выполнить прием предыдущими способами. Этот прием схож по структуре с предыдущим, поэтому освоить его довольно просто.
На рисунке ниже показана техника приема мяча снизу одной рукой с падением. Прием выполняется одноименной со стороной выпада рукой. Удар производится кистью с согнутыми пальцами.

Профессиональные волейболисты после приема мяча с падением делают группировку и перекат через плечо, сразу занимая удобное положение для игры. Для новичков это достаточно трудно, поэтому после приема мяча им просто необходимо постараться быстрее встать на ноги.

Передача мяча двумя руками снизу -- элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании через сетку мячей, далеко летящих за пределы площадки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение -- ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встречное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначительно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18--20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном положении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгибания ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

Целесообразно включать прием мяча двумя руками снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навык в этом упражнении.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу осуществляется параллельно с усовершенствованием передачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в зависимости от обстановки.

В работе рассматривается способ обучения нижней передаче в волейболе, позволяющий инициировать у начинающих волейболистов правильную технику нижней передачи, исправлять одну из типичных ошибок занимающихся - неправильное положение рук (в исходном положении или при выполнении передачи руки согнуты в локтях).

Нижняя передача является одним из основных технических элементов волейбола. В связи с этим, методика обучения нижней передаче в учебно-методической литературе описана достаточно подробно и включает в себя различные специальные упражнения: имитация нижней передачи одной или двумя руками, передачи мяча после набрасывания партнера или тренера, передачи мяча над собой, передачи в парах и другие подобные упражнения.

Однако, недостатком данной методики является то, что она допускает появление одной из типичных ошибок начинающих волейболистов - неправильного положения рук (в исходном положении или при выполнении передачи руки согнуты в локтях).

Можно избежать указанного недостатка, прикрепив к каждой руке занимающегося специальную накладку, в виде прямоугольной пластины. Это позволяет неподвижно фиксировать локтевые суставы во время выполнения упражнений и инициировать у занимающихся правильную технику нижней передачи.

Эта пластина накладывается на плечо, локтевой сустав и предплечье таким образом, чтобы поверхность предплечья, контактирующая с мячом во время передачи оставалась свободной (см. рисунок). Фиксируется пластина на руке при помощи эластичного бинта, ремней или другим способом.

Длину пластины подбирают из расчета, чтобы она перекрывала не менее половины длины плеча и предплечья, но не препятствовала свободному движению руки в плечевом и лучезапястном суставах.

Материалом для пластин могут служить дерево, текстолит и другие материалы, удовлетворяющие по своим свойствам назначению накладок.

Достоинством предлагаемого способа обучения является не только то, что он позволяет инициировать у начинающих волейболистов правильную технику нижней передачи, но и то, что данный способ может использоваться для непосредственного исправления неправильного положения рук (в исходном положении или при выполнении передачи руки согнуты в локтях). В классической методике исправление этой ошибки осуществляется опосредованно - через объяснение тренера, что не всегда приводит к положительному результату, поскольку ученик концентрирует свое внимание на том, чтобы попасть по летящему мячу, а на постановку рук и замечания наставника внимания не обращает.

Представленный в работе способ обучения нижней передаче в волейболе защищен патентом на изобретение РФ № 2425707 и успешно используется мной в учебно-тренировочных занятиях со школьниками, а также со студентами педагогического колледжа и политехнического вуза.