Кто такие маори? Маори - людоеды Маори известные люди

Тысячи лет назад, первые переселенцы достигли берегов Новой Зеландии. Существует легенда, согласно которой они приплыли сюда на каноэ – длинных деревянных лодках. Именно так зародился народ маори.

Слово «маори» на местном языке обозначает «обычный» или «нормальный» . В древних легендах, оно отличало простых смертных от божеств. Традиции народа маори ведут свое начало из далекого прошлого. Как и их предки, они занимаются в основном земледелием и ремеслами. Люди выращивают папортники, ямс, сладкий картофель и другие растения. Большое значение в их жизни имеют ткачество и резьба по дереву. Несколько веков назад, в Новой Зеландии была распространена охота на гигантских птиц – моа. Сейчас эти птицы истреблены человеком.

Самый удивительный обычай народа маори – нанесение татуировок . Татуировками покрывается не только тело, но и лицо. Наносятся они на кожу с помощью особого инструмента, который называется «ухи». На коже появляются небольшие рубцы, из-за чего процедура становится очень болезненной. Любимый орнамент – спираль. Простой человек без особых заслуг не мог позволить себе такую татуировку, так как для ее оплаты требовалось очень много средств и времени. Обычно, их обладателями становятся вожди или прославленные воины.

Каждый рисунок на теле несет сведения о человеке. Например, к какому племени он принадлежит, из какого рода происходит и какой статус занимает в обществе. В некоторых случаях, к ним добавлялись сведения о выигранных сражениях и подвигах.

Краска для татуировок изготавливается из черного древесного сока и насекомых. Во время их нанесения, близкие человека старались отвлечь его песнями от ужасной боли.

Женщины маори тоже наносят татуировки, в основном это сведения о родословной и количестве детей ее обладательницы.

Мастера татуировок очень ценятся в обществе маори и имеют высокий статус.

Когда-то у маори был распространен каннибализм. Согласно этому страшному обычаю, сила врага непременно переходит к тому, кто его съел. В настоящее время, подобные случаи сошли на нет.

Особый интерес вызывает обычай боевого танца – «хака» . У каждого племени он уникален. Танец сопровождается хоровым пением или просто выкрикиваемыми словами поддержки. Изначально, люди верили, что он поможет привлечь духов природы и обязательно принесет удачу в борьбе с врагами. Женщины исполняют другой танец, называемый «пои», под звуки флейты.

Еще один обычай народа маори – изготовление талисманов и амулетов из дерева . Все они несут в себе определенный смысл. Так, хвост кита символизирует силу, а спираль обозначает спокойствие. Фигурки птиц, обозначают связь моря с землей. Самым мощным оберегом от злых сил является «манайя» – человек с головой птицы и хвостом рыбы.

Обычай празднования Нового года у маори особенный и называется словом «матарики», которое дословно обозначает «маленький». Когда на небосклоне появляется звездное скопление Плеяды (в начале июня) начинаются народные празненства, которые длятся несколько дней.

В наши дни удивительный народ маори сохранил большинство своих обычаев.

После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи

Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

реконструкция с чучелом моа

До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

картина G.F.Goldie "Вдова".
музей Те Папа, Веллингтон.

Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

(продолжение следует)

Маори - кто они? Людоеды или люди высокоинтеллектуальные? Где они жили в прошлом? Откуда появились? Как долго боролись за свою независимость? Живут ли сегодня на земле маори?

Как попали маори в Новую Зеландию?

Маори — полинезийский народ, который прибыл на новозеландские острова в XIII веке. Маори приплыли на лодках-каноэ, которые по словам ознакомившихся с ними впоследствии европейцев, могли передвигаться со скорость. До 40 километров в час (22 узла). Мифы о маори говорят о том, что они прибыли на семи больших каноэ из стран Гавоики, которая находится в Тихом океане. Точное местонахождении прародины маори неизвестно, вероятно что это острова Таити или Самоа.

Известно, что вождя маори звали Тамма де Капуа. С собой маори привезли крыс и собак: этих животные не водились на новозеландских островах. Свою новую родину маори именовали Аотеароа, что означает страна «Длинное белое облако».

Чем занимались маори?

Маори занимались охотой и рыболовством, выращивали овощи такие, как батат, таро, ямс.

Жили они в прямоугольных домах с двухскатной крышей. Поселения состояли из нескольких десятков домов и были укреплены защитными стенами и рвами. Если учесть, что в Новой Зеландии появились европейцы только в конце XVIII века, то понятно что маори вели внутриплеменные войны, раз им понадобились такие укрепления.

Но не смотря на свою оторванность от цивилизации полинезийский народ маори не был невежественным. Так очень развита была резьба по дереву. Это умение ценилось, считалось священным, а заниматься им могли только мужчины. Женщинам маори не разрешалось даже присутствовать при этом.

Вырезали разнообразные культовые скульптуры, фигуры прародителей, называемые текотеко, которые устанавливались на носу каноэ и на фронтонах домов, а также изображения духов и богов.

Жилые и общественные и общественные помещения украшали резными деревянными панелями изумительной красоты. Особенно старались богато отделать дома собраний — традиционные постройки, которые находились в центре маорийских поселений. Эти дома были центом общественной жизни и считались живыми существами: балки называли позвоночником, резную деревянную маску под гребнем крыши — головой, а внутреннее помещение животом. Изображения на панелях воплощали мифологию и историю маори. Как правило, изделия изготавливались из цельных стволов деревьев. Также из отдельных стволов вырезали лодки-каноэ. И сегодня по всей Новой Зеландии можно встретить резную скульптуру говорящую о том, кто такие маори.

Маори и их войны

Важно отметить, что маори всегда были воинственным народом. Пять маорийских племен делились на многочисленные кланы. Племена и кланы нередко враждовали между собой, и на островах постоянно шли междоусобные войны. Захваченных в плен нередко убивали и съедали, а головы врагов высушивали и хранили в качестве военных трофеев. Тела воинов-маори практически полностью покрывал, которые заполнялись краской.

Межплеменные войны обострились с появлением на островах европейцев, которые продавали маори алкогольные напитки и огнестрельное оружие.

В конце XVIII века в Новой Зеландии появились европейские китобои, фермеры и миссионеры. Китобойный промысел был очень прибыльным, но довольно скоро киты были истреблены почти полностью. Хотя официально Новая Зеландия была колонией Великобритании с 1804 года, легальное британское правительство там появилось только в 1883 году, когда губернатором стал Уильям Хобсон. В 1840 году Хобсон подписал договор Ваитанги с более чем 500 маорийских вождей. Согласно этому договору Новая Земля считалась владением Великобритании, вожди уступили английскому монарху все права и полномочия своего суверенитета. Маори получили право владеть землями, лесами и рыбными угодьями. Договор Ваитанги разрешал европейцам селиться в Новой Зеландии. После его подписания началось обращение маори в христианство. Поток переселенцев из Европы значительно возрос. Начался захват земель маори путем обманных сделок и насильственных захватов, чему этот отважный народ отчаянно сопротивлялся.

В 1845-1847 году произошла первая маорийская война. Но кто такие маори против европейцев, за плечами которых стояла могущественная держава. Вплоть до 1872 года маори постоянно поднимали восстания, и англичанам пришлось даже посылать в Новую Зеландию армию и военные корабли, чтобы усмирить воинственные племена. В конце концов маори все равно потеряли большую часть своей земли.

В 1975 году в Новой Зеландии был учрежден Трибунал Ваитанги. Он рассматривает жалобы на нарушение прав маори начиная с 1840 года. Хотя день Ваитанги 6 февраля является в Новой Зеландии государственным праздником, но до сих пор этот праздник остается спорным: маори до сих пор считают европейцев захватчиками своей земли.

Однако маори смогли перенять культуру и религию европейцев, и сегодня они интегрированы в единое новозеландское общество. К народности маори принадлежит менее 15% населения современной Новой Зеландии, причем чистокровных маори среди них еще меньше. При таком стремительном исчезновении этого народа, скоро лишь из учебников по истории можно будет узнать о том, кто такие маори.

Народ маори, проживающий на островах Новой Зеландии, приплыл сюда из Восточной Полинезии на каноэ где-то между 1250 и 1300 годами нашей эры. На протяжении веков, они создали богатое и сложное общество, которое включало ожесточенный и страшный культ воина. Европейцы стали называть мужчин маори — воинами, хотя женщины также могли быть воинами, которые имели татуировки на лице.

  1. Их татуировки были вырезаны

Татуировки занимали особое значение для народа маори. Их наносили как мужчинам, так и женщинам. Наиболее распространенным местом, где наносили татуировки, было лицо, но некоторые маори делали их на шее, торсе, и татуировали руки. Большинство маори получали свои первые татуировки в подростковом возрасте.

Каждый узор татуировок уникален, но в целом они были выполнены в форме спирали. Они были вытатуированы во время церемонии, и каждая линия означала проявление храбрости и силы человека. Ведь эти татуировки не делали с помощью игольчатого пистолета. Вместо этого, они были вырезаны, для чего использовались молоток и стамеска, которая была сделана из кости животных. Чернила делали из золы и жира. Это оставляло на коже шрамы в виде узоров, вместо того, чтобы быть гладкой, как современные татуировки.

  1. Танец Войны

Одной из самых заметных традиций, используемых воинами маори, и до сих используемых во многих национальных спортивных командах, является традиционный танец под названием Хака. Во время танца участники говорят, скандируют, топают ногами, высовывали языки, и выпучивают глаза.

Танец использовался для различных случаев. Во-первых он использовался для того, чтобы запугать своих оппонентов. В другом случае он исполнялся перед битвой в ходе ритуала. Если что-то шло не так с танцем, то старейшины были уверены, что это была плохая примета. Это давало им возможность либо отказаться или изменить свои планы.

  1. Дубинка использовалась, чтобы взломать черепа

Дубинка была самым распространенным оружием, которое использовали воины маори. Она изготавливалась в форме капли из кости, нефрита или камня. Они часто красиво оформлялись и считаются семейными.

Дубинки не имеют режущих граней и использовались в тесной боевом столкновении. Часто воины маори атаковали противника и били дубинкой сверху по плечу. Они стремились сломать ключицу, вывихнуть или сломать плечо. Тогда их противник не смог бы защитить себя от удара по голове; часто в затылок. Позади черепа находится птерион — самое слабое место черепа. Поэтому маори хватало одного удара в эту область, чтобы убить противника воина.

  1. Мертвые хоронились, затем выкапывались и потом перезахоранивались.

У маори очень необычный способ хоронить своих мертвых. С начала своей культуры, народ маори хоронил людей два раза. Во-первых, через неделю после смерти, тело заворачивали в циновки, а затем закапывали и позволяли разлагаться. Затем, год спустя, тела выкапывались и с костей удалялась оставшаяся плоть. Затем кости были окрашивались красной охрой, которая является натуральным пигментом, и отвозились в разные населенные пункты, где люди еще раз оплакивали погибших. Потом проводилась еще одна церемония, прежде чем тела хоронились в Священном месте. После этого второго погребения считалось, что душа человека отправится в таинственный загробный мир.

  1. Стратегия войны

В армиях маори, которые называли хапу, как правило, никогда не было больше чем 100 мужчин, а в некоторых случаях сражались так же и женщины. Иногда несколько хапу объединялись, но тогда они становились плохо организованными.

С самого раннего возраста мальчики обучались военному искусству и каждый мужчина был обучен как воин.

Маори нападали на другие племена. Обычно они атаковали вражеские поселения на рассвете. Все мужчины убивались, потому что это позволяло устранить возможность отмщения. Женщины захватывались в качестве приза войны.

  1. Головы убитых брались в качестве трофеев

Головы имели особое значение для народа маори, и известно, что они забирали головы своих павших врагов. Из голов врагов маори удаляли мозг и глаза. Далее все отверстия заклеивались льноволокном. Головы отваривались на пару или их запекали на костре. Затем головы были высушивались на солнце в течение нескольких дней, а затем обрабатывались акульим жиром.

Почему маори собирали головы своих врагов? Одной из причин такого ритуала является глумление и издевательство над памятью врагов. Для этой же цели была разработана причудливая игра в головы. Они складывались в кучи, а потом на вершину ставили голову погибшего главного вождя. Затем, используя камни или палки, маори пытались сбить голову на вершине кучи.

  1. Первая встреча Джеймса Кука была ужасной

Первая встреча европейцев и маори состоялась в декабре 1646, когда голландский корабль потерпел кораблекрушение рядом с островом маори. Обе стороны были неприветливы друг к другу и это привело к небольшому бою, что привело к гибели с обеих сторон. После отплытия голландцев европейцы не хотели возвращаться на остров вплоть до 1767 года, когда английский мореплаватель Джеймс Кук отправился искать легендарный четвертый континент.

Когда капитан Кук впервые столкнулся с маори, то они послали два боевых каноэ, чтобы встретиться с европейцами. Когда каноэ приблизилось, два воина маори, с тату на лице, встали и подняли высохшие головы своих последних врагов, которые тоже были покрыты татуировками. Кук и его команда сразу заметили детали на лицах.

Кук хотел общаться с маори мирно, но маори действовали агрессивно. В результате, европейцы были вынуждены убить несколько маори в целях самозащиты.

Чтобы убедить маори, что они пришли в миром, Кук и его люди поступили с пленными маори мягко и отпустили их. Это привело к улучшению отношений между маори и европейцами, которое будет играть важную роль в формировании Новой Зеландии.

  1. Самый Знаменитый Воин Хунжи-Ника

Считается, что самым знаменитым вождем маори является Хунжи Ника, который родился в 1778 году. Он был жестоким и ловким воином. Его вождь сотрудничал с европейцами, так как понял ценность мушкеты в войне. В 1808 году, племя ввязалось в войну с другим племенем, однако из-за того, что в те времена мушкетам для перезарядки требовалось по крайней мере 20 секунд, вражеское племя использовало это время для атаки. Многие члены племени Нгапуи Иви, включая начальника, были убиты. Хунжи Ника был одним из тех, кому посчастливилось спастись от побоища.

Хунжи Ника был самым старшим, поэтому он стал вождем племени. Ему хватило дальновидности, чтобы увидеть, что мушкеты могут быть невероятно важным оружием в войне. Он совершил поездки в Австралию и Англию. Он даже принял христианство и создал первую христианскую миссию в Новой Зеландии.

Это отношение к церкви дало Хунжи-Нику доступ к большему количеству ружей, потому что он поклялся стать защитником церкви. Хунжи Ника смог накопить более 3000 орудий и большое количество боеприпасов и пороха за свои 10 лет руководителя племени. Начиная с 1818 года, его племя режет другие племена и захватывает их женщин. В течение года он завладел полным контролем над Северной Новой Зеландией. Однако другие племена пошли по стопам Хунжи-Ника и купили свое собственное оружие. Хунжи-Ника убилив бою, он получил пулю в легкое в 1828 году.

  1. Детоубийство

Как и другие культуры воинов, маори, совершали детоубийства. Женщины были менее востребованы в обществе, потому что племенам нужно было больше мужчин, так как каждый мужчина был воином и должно было быть приличное количество воинов, чтобы обеспечить безопасность. По сути, существовало пять способов убийства младенцев. Их черепа могли быть раздавлены, они могли быть утоплены в каменном бассейне, удушены, и, наконец, матери прижимали мягкое место на черепе младенца и убивали ребенка мгновенно.

  1. Они практиковали людоедство

Воины маори совершали людоедство. Некоторые историки считают, что просто европейцы пытаются нарисовать маори дикарями. Однако, кроме свидетельства каннибализма, племенные устные предания и археологические данные также убедительно свидетельствуют, что воины маори поедали поверженных врагов.

Есть несколько причин, по которым маори ели своих врагов. Одной из причин была необходимость усвоить их дух, которого они называют Ману. Другая теория говорит в том, что людоедство было частью их боевой ярости. Также еще одной причиной считалось унижение врагов. Величайшее унижение, которое можно сделать – это убить врага, изрубить врага, съесть его, а затем перевести его в фекалии.

Понравилось? Еще интересные и познавательные можно также посмотреть на нашем портале.

Маори

Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Мараи маори — помещения для общего сбора племени.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась.

К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.


Традиционное жилище маори

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.


Вождь маори с татуировкой та-моко на лице

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека. Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.

Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний.

Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.



Маорийская резьба по дереву

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Флаг маори, предложенный в 1998 г.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.